Курсовая работа №1, поток 2, 2015-2016

Анализ расстановки на мастер-классе Н. Спокойной на Конгрессе по психотерапии в Москве, 16 октября 2015 на тему христианского прощения. 

Видео Мастер-класса смотрите здесь.

Задание

1.1. Вопросы по запросу.

1.1.1. Было ли на ваш взгляд в запросе достаточно энергии для расстановки. Если нет, то что бы вы ещё спросили или сделали, чтобы её получить. Если да, то по каким признакам вы это определили.

1.1.2. Напишите то важное, что вы заметили во время интервью.

1.1.3. Какие фигуры вы бы поставили в данной работе?

1.1.4. Была ли клиентка достаточно в презентности? Был ли хороший контакт с ведущим? Какие методы использовал ведущий для приведения клиентки в презентность и для лучшего контакта?

1.2. Постановка 1-го образа

1.2.1 Достаточно ли серьёзно выбирала и ставила клиентка заместителей? По каждому отдельно.

1.2.2 По каким признакам (конкретно из каких действий или обратной связи заместителей) ведущий определил, что надо ввести ещё одну фигуру прощения?

1.3. Заметили ли Вы переломный момент в расстановке? Если да, то что это было? И что изменилось после него? Причина изменений?

1.4. Приведите примеры

1.4.1 Разрешающих фраз

1.4.2 Интервенций в расстановке

1.4.3 Были ли они эффективны? Обоснуйте свою точку зрения

1.4.4 Удалось ли клиентке выразить свою злость? На сколько процентов (по-вашему)?

1.5. Зачем по-вашему в расстановку ввели маму и папу? Как с ними взаимодействует клиентка? Где в данном случае по-вашему лежат проблемы, тяжёлое? По каким признакам вы это заметили?

1.6. Как по-вашему, какое место занимает в расстановке ребёнок? С кем он связан? О чём по-вашему здесь может идти речь?

1.7. На кого злиться клиентка? Кому по-вашему надо ещё выразить злость и почему?

1.8. В чем смысл разделения на сущностного и личностного папу? Что введение фигуры личностного папы внесло в расстановку? Что это дало клиентке?

1.9. В чем возможная причина такого поведения отца в адрес дочери? Как вы попытались бы получить ресурс от отца. Ваши возможные действия (включая гипотезы, например, я бы проверила то-то. Если А, то я делаю Х, если В, то У.)

1.10. Опишите, как чувствовали себя в конце основные заместители? Где они стояли, куда смотрели? Опишите из этого то, что по-вашему важно.

1.11. Какие у вас прогнозы? Как будет чувствовать и вести себя клиентка после расстановки?

1.12 Какое домашнее задание вы бы дали клиентке после расстановки?

1.13. Опишите, какой на Ваш взгляд итог исследование по поводу христианского прощения

Курсовая работа 1 Святловской Евгении и Александра Ришони. Работы даны вместе с комментариями Н. Спокойной

  • ответы Евгении (E.С.)
  • ответы Александра Ришони (А.Р.)
  • комментарии Н. Спокойной (Н.С.)

1.1. Вопросы по запросу

1.1.1. Было ли на ваш взгляд в запросе достаточно энергии для расстановки. Если нет, то что бы вы ещё спросили или сделали, чтобы её получить. Если да, то по каким признакам вы это определили. Если нет, то что бы вы ещё спросили или сделали, чтобы её получить.

Е.С.  Е. Я думаю, что энергии в запросе было много, по тому напряжению в голосе, по тому с каким трудом клиентка переходила к более конкретным аспектам ситуации, чувствовалось, что она говорит не об абстрактном, теоретическом конструкте, а о незажившей ране, о боли, которую она испытывает именно сейчас.

Н.С. НС Из того, что это не об абстрактном следует, что много энергии? Часто когда о боли – как раз энергии нет. Подумайте ещё.

А.Р. На мой взгляд, в запросе клиентки было достаточно энергии для работы. Она быстро и самой первой отреагировала на предложение поработать с темой прощения из всех сидящих в зале. Также, она рассказала о том что в прошлом много раз возвращалась к этому случаю, пытаясь всё-таки простить. То есть её желание простить достаточно актуально.
Хотя сначала клиентка была неконкретна и затруднялась чётко сформулировать ответ на вопрос, что же сделал этот человек, которого она не может простить. Но в общем, на мой взгляд, было достаточно энергии для расстановки.

Энергии мало. Но Конгресс. Поэтому пошла дальше (время плюс особые клиенты + это демонстрация – другой жанр). Продолжить интервью. Добиться конкретики. Циркулярные вопросы. Например, если это сейчас и ты умная. То по каким признакам ты бы определила, что он так поступит? Твоя мама, умная подруга? Ещё более духовный и умный учитель?

1.1.2. Напишите то важное, что вы заметили во время интервью.

Е.С. Клиентка постоянно пытается уйти от конкретики, потому что ситуация явно причиняет ей боль, она очень медленно переходит от абстрактных и общих, формальных формулировок к более конкретным и личным. Даже в самых общих фразах ей больно говорить о ситуации.

Н.С. Подумайте о том, что написали. Выделила жирным . И дальше тоже об этом. Это присутствие энергии? Что такое энергия для расстановки?

А.Р.:Клиентка в начале говорила несколько абстрактно и отстранённо, далека от первичных чувств. Я обратил внимание на несколько фраз ведущей.

  • Просьба ведущей по возможности конкретизировать ситуацию, которая требует прощения. Это, на мой взгляд, кроме чёткости в формулировании запроса приближает клиентку в реальность, здесь и сейчас (из абстрактного обсуждения темы прощения).
  • “Вы как себя чувствовали, когда это произошло? Или как вы себя чувствуете сейчас, когда вспоминаете об этом?” Попытка немного приблизить клиентку к первичным чувствам.
  • “Вместо того, чтобы простить, мы выталкиваем это глубоко в подсознание.” Эта фраза высвечивает саму суть “неправильного” подхода к прощению. Для клиентки и для всех присутствующих.

А.Р. Также обратил внимание на восклицание клиентки о том, что где-то собака зарыта, и что никак не получается у неё с этим прощением. Для меня это прозвучало как в какой-то степени попытка снять с себя ответственность, ожидание от ведущей, чтобы она “раскопала собаку”.

Н.С. И рабочие, и дружеские, и достаточно близкие отношения. Уже можно делать выводы

1.1.3. Какие фигуры вы бы поставили в данной работе?

Е.С. По тому, насколько клиентка была напряжена, я бы сразу поставила четырехчастную модель, потому что просто не знала бы, как выбраться из ситуации с Учителем.
Мне бы никогда не пришло в голову ставить фигуру прощения. Я вообще с трудом воспринимаю фигуры абстрактных понятий и ощущений, хотя думаю что в них огромный потенциал, который не до конца выявляется в расстановках. Возможно потому что заместители тоже чувствуют примерно то же что и я.

А.Р. Мне понравилось всё, как происходило в расстановке. Если бы я ставил сам, не зная того что было, то 100% поставил бы клиентку и учителя. И в добавление к ним наверно ещё одну или две фигуры: 1. то, что мешает простить (мешает клиентке достичь истинного прощения) + 2. фигура прощения или без неё.

1.1.4. Была ли клиентка достаточно в презентности? Был ли хороший контакт с ведущим? Какие методы использовал ведущий для приведения клиентки в презентность и для лучшего контакта?

Е.С. Большую часть времени клиентка была в презентности, за исключением того, что она все время пыталась сохранять дистанцию чтобы не испытывать слишком сильную боль. Контакт был хороший почти все время.  Для приведения в презентность использовалась просьба смотреть в глаза, говорить первое что приходит в голову. Тому же служат вопросы, приводящие к большей конкретике.

Н.С. Какие конкретно вопросы?

А.Р. Я бы оценил презентность клиентки в начале расстановки на 4-5 из 10. Она была несколько нервозная и всё время в уме и размышлениях. Контакт клиентки с ведущей был неплохим.

А.Р. Ведущая использовала вопросы, возвращающие клиентку к первичным чувствам и к большей презентности. Особенно, вопрос о том, что ощущала клиентка когда это произошло, или как она себя ощущает сейчас когда об этом вспоминает. Также требование ведущей, чтобы клиентка смотрела ей прямо в глаза (и сказала, первое что ей приходит в голову).

Н.С. Я размышляю, кого поставить. И говорю: например, фигуру того, что реально случилось между вами. Реакция клиентки? Она говорит ДА. Ей интересно. Она напрягается. И появляется энергия.

1.2. Постановка 1-го образа

1.2.1. Достаточно ли серьёзно выбирала и ставила клиентка заместителей? По каждому отдельно.

Е.С. Мне кажется, что себя Ольга выбирала не очень серьезно, там был элемент кокетства, какой-то игры, а вот Учителя уже гораздо сосредоточеннее, постепенно входя в работу.

А.Р. Собой выбрала подругу. На мой взгляд, клиентка недостаточно серьёзно выбирала заместителей. И мне кажется, что она это делала больше через ум чем через ощущения. Наименее серьёзно она отнеслась к выбору заместительницы для себя, более серьёзно к выбору заместителя для учителя и кажется наиболее серьёзно из всех трёх отнеслась к выбору фигуры прощения.

1.2.2. По каким признакам (конкретно из каких действий или обратной связи заместителей) ведущий определил, что надо ввести ещё одну фигуру прощения?

Е.С. Но я чувствую, что событие ставить тяжело для О. У первого Прощения практически не было связи с фигурой Ольги, она смотрела только на Учителя и испытывала отвращение к Ольге. По каким признакам вы это определили? А сам Учитель тщательно заслонял одну фигуру от другой. И Прощение не чувствовало себя маленькой, а у Ольги прощение ассоциировалось с ребенком.

Н.С. Внимательно посмотрите (Жене)

А.Р. В обратной связи заместительница фигуры прощения сказала, что она чувствовала себя “большой” и вообще вполне комфортно, но как только начинала смотреть на заместительницу клиентки, становилась “маленькой” и ощущала сильный дискомфорт. Отсюда ведущая могла сделать вывод о том что фигура в расстановке символизирует видимо настоящее христианское прощение, но в любом случае, это не то прощение, которое пыталась осуществить в своей жизни клиентка.

Ещё я бы отметил пару признаков, на мой взгляд подкрепляющих это предположение. Клиентка ассоциировала прощение с ребёнком, а заместительницей была “случайно” выбрана крупная женщина. И ей было некомфортно, когда она начинала ощущать себя маленькой.

Н.С. Супер, Саша!

Н.С. Я размышляю, кого поставить. И говорю: например, фигуру того, что реально случилось между вами. Реакция клиентки? Она говорит ДА. Ей интересно. Она напрягается. И появляется энергия.

И я ставлю Ольгино реальное прощение. Она тут же говорит про Ветхий завет. РП говорит, что ей тяжело, пелена, шатается. Слегка падает назад. Не связана с Прощением. Я: похоже, что мы не то делаем. Фигуры Прощения не связаны.  Можно посмотреть о чём на самом деле речь. Учителю не нравится новая фигура Прощения. Он говорит, что это его делает бессильным.

ВОПРОС: о чём здесь может идти речь?

Н.С. ЗАМЕЧАНИЕ 1. Постановка фигуры ребёнка. Большая фигура. Интеллект сел. Тело село. Мама ребёнка и папа – дух (Елена). Ребёнок встал за спину. Эмоции сели.
Дух (Галина) сказала что она не с Ольгой, а с Богом. Я о чём речь? И дала свободу. Если бы ты сказала более конкретно…но у тебя выбор…
И тут Дух о честности. Я о много отдать. Что он у тебя взял?
И тут О. сказала правду. Потом мои вопросы. И констатация факта, что если бы О. не была верующей, то что бы она сделала? Все фигуры пришли в движение.

1.3. Заметили ли Вы переломный момент в расстановке? Если да, то что это было? И что изменилось после него? Причина изменений?

Е.С. Мне кажется, что сразу, как только поставили четырехчастную модель, началось движение. А самые существенные изменения начались после того, как она рассказала о ситуации более подробно, потому что расстановка перешла на более глубокий и более личный уровень.

А.Р. Мне кажется, что первый и главный переломный момент наступил в расстановке в тот момент, когда клиентка согласилась открыть историю того, что на самом деле произошло у неё с этим мужчиной. Многие заместители сразу начали реагировать, двигаться, появилась динамика. Наверно, когда человек готов отдавать от себя то, что ему не просто отдать, он вносит большой энергетический импульс для продвижения в расстановке. Это как демонстрация силы намерения клиента проработать проблему. Насколько готов отдать, настолько и получает.

А.Р. Другой момент, показавшийся мне ключевым, был значительно позже, когда клиентка стала говорить из своего сердца с отцом о своей обиде на него, своих чувствах к нему и т.д.

Н.С. Супер!

1.4. Приведите примеры

1.4.1. Приведите примеры Разрешающих фраз

Е.С. Тебя чему-то очень важному здесь учат. Спасибо за жизнь.

Отцу: Я на тебя очень сильно обижена. Но мне бы хотелось уважать своего отца и я надеюсь когда-нибудь понять, почему мне именно так было правильно. Я стала сильным самостоятельным человеком, у меня прекрасная дочь, твоя внучка.

  • “Спасибо тебе за жизнь, которую ты мне передал вместе с мамой” (обращаясь к папе).
  • “Спасибо вам за жизнь. За то, что вы так сильно любили друг друга и подарили мне жизнь, это для меня самое важное. То, что было потом, не так важно.”
  • “Спасибо за то, что ты многому меня научил.”
  • “Дорогой папа! Я вижу, что мне ещё есть с чем работать. Мне ещё дана жизнь и я сделаю всё что можно, чтобы стать более счастливой, более успешной. И чтобы ты на меня смотрел.”
  • “Спасибо тебе за всё тяжёлое, что ты мне дал, хотя я до конца его не понимаю.”

1.4.2. Приведите примеры интервенций в расстановке

Е.С. Введение 2-й фигуры прощения, введение фигуры Ребенка, Саша.

  • Введение в расстановку второй фигуры прощения.
  • Введение 4-х частей.
  • Введение другой части духа (которая по воле божьей).
  • Введение фигуры ребёнка.
  • Ведущая вывела клиентку и её заместительницу, поставила перед заместителем учителя и предложила клиентке выразить свои чувства по отношению к учителю.
  • Ведущая помогала клиентке с формулировкой фраз для выражения эмоций учителю, отцу и т.д.
  • Разрешающие фразы в различные моменты расстановки.
  • Ритуал благодарности за жизнь и поклона родителям

1.4.3. Были ли они эффективны? Обоснуйте свою точку зрения.

Е.С. 2-я фигура прощения оказалась очень эффективной, но не сразу, а в контексте четырехчастной модели. После введения фигуры Ребенка, резко началось движение, все заместители стали активны.

А.Р. Все разрешающие фразы и интервенции в расстановке были на мой взгляд эффективными.
Очень понравилось введение второй фигуры прощения, которое было очень эффективным на мой взгляд. Во-первых, оно высветило проблему того что попытки прощения, делаемые клиенткой до сих пор, не относятся к “христианскому” прощению. Во-вторых, наличие этой фигуры позволяет лучше увидеть динамику изменений в ходе расстановки, а особенно оценить конечный результат.

4 части тоже было очень эффективно. Например, открылась телесная связь с учителем. Фигура духа внесла много полезного, направляла клиентку. Вообще, появилась динамика, когда появились части.

Введение фигур родителей и сущностной части отца тоже были очень эффективными. Объяснения об этом ниже, в следующих пунктах.

1.4.4. Удалось ли клиентке выразить свою злость? На сколько процентов (по-вашему)?

Е.С. Примерно на 20%

А.Р. На мой взгляд, клиентка смогла выразить свою злость только процентов на 20.

Н.С. Она её почти не выразила. И вмешался дух с “благодарить”.

1.5. Зачем по-вашему в расстановку ввели маму и папу? Как с ними взаимодействует клиентка? Где в данном случае по-вашему лежат проблемы, тяжёлое?  По каким признакам вы это заметили?

А.Р. Клиентка рассказала, что родители развелись и что она в возрасте 14 лет ушла из дома, и они даже не знали, где она и что с ней. Очевидно, что у неё есть травма в связи с этим.
Клиентка сказала, что папа как-то так выражается “мне незачем жить, я не хочу жить”… Отсюда я делаю вывод, что в роду папы есть что-то тяжёлое. Его тянет в смерть, видимо, вслед за кем-то из предков, прошедших это тяжёлое в его роду.
Зачем ввели родителей? Это не личная работа. Тем не менее, она посвящена прощению, и прощение родителей напрямую связано со способностью прощать и других людей. В данном случае особенно важна работа с отцом, так как и обид на него больше, и фигура учителя из расстановочного запроса – это мужчина.

Н.С. Хорошо.

Е.С.  Фигура Учителя как-то перекликается с фигурой Отца, Семейные проблемы сделали ситуацию с Учителем особенно острой.

1.6. Как по-вашему, какое место занимает в расстановке ребёнок? С кем он связан? О чём по-вашему здесь может идти речь?

Е.С. Фигура Ребенка осталась нераскрытой, возможно речь идет о настоящем ребенке, а не о «детище», организации.

А.Р. Мне кажется, что ребёнок символизирует счастливое будущее клиентки. В начале ребёнок был как бы совместным плодом её и учителя. И само прощение клиентка тоже воспринимала как ребёнка. То есть, он как бы подарок от прощения. То есть, в тот момент, когда клиентка проходит все необходимые процессы истинного прощения, она освобождает свою жизнь для нового качества, для счастья, а также для ещё одного сына 🙂

1.7. На кого злится клиентка? Кому по-вашему надо ещё выразить злость и почему?

Е.С. На судьбу, на отца, на одиночество, на свое разочарование. Она отчасти винит отца в том, что у нее не образовалось отношений с нормальным, надежным мужчиной.

А.Р. У клиентки большая обида на родителей за то, что они развелись. И особенно большая обида на отца, за то, что он избивал её, “выбивал” из неё женщину, подавлял, сильно понижал её самооценку. Эту злость и гнев на отца ей необходимо выразить, чтобы не носить в себе. И чтобы потом в конечном итоге суметь воспользоваться ресурсом от отца.

Н.С. Гнев на Бога и надо Ему это высказать как следует.

Н.С. Лирическое отступление о роли женщины и мужчины. О равноапостольной Марии Магдалине,  женском священстве и епископстве в Англиканской Церкви. Ч. 3 6.24
дух (Лена) начала руководить. Чтобы Оля сказала сама. 
Что бы вы сделали?
Оля рассказала про отца – бил… Ребёнок сел. Что это? Взросление. Какие хорошие качества О. получила от того, что отец был такой?

1.8. В чем смысл разделения на сущностного и личностного папу? Что введение фигуры личностного папы внесло в расстановку? Что это дало клиентке?

Е.С. У клиентки слишком много тяжелого в отношениях с отцом, поэтому ей трудно обратиться к нему без обиды и боли. К сущностному отцу она может обратиться с положительными эмоциями.

А.Р. Сущностный папа это тот папа, который родил и любит дочку, без примеси той личности, которая обижала дочку. Введение фигуры сущностного папы помогло клиентке воспринять папу по-другому и она сумела рассказать ему о том, кем она стала и чего достигла в жизни, без страха получить в ответ что-то негативное. Мне кажется, что благодаря этому клиентка получила новый для себя и очень ценный опыт общения с образом доброго, любящего отца.

1.9. В чем возможная причина такого поведения отца в адрес дочери? Как вы попытались бы получить ресурс от отца? Ваши возможные действия (включая гипотезы, например я бы проверила то-то. Если А, то я делаю Х, если В, то У.)

Е.С. Отец имеет какой-то образец, на который, по его мнению, дочь должна быть похожа, возможно, это его мать. Я бы поставила его семейную систему.

А.Р. У отца в роду явно было что-то тяжёлое, и оно явилось причиной такого его поведения по отношению к дочери. Возможно, к примеру, что из-за этого тяжёлого отец бессознательно пытался воспитать дочь похожей на бабушку (его мать), такой же сильной и непоколебимой, чтобы она была готова к любым жизненным невзгодам. И выбрал соответствующие методы воспитания.
Я бы предложил клиентке поговорить с отцом и аккуратно поинтересоваться его мамой и предками, попытаться узнать про тяжёлое в их роду. Мне кажется, что в тот момент, когда клиентка узнает и поймёт причины такого поведения отца, она перестанет осуждать его в душе. Собственно произойдёт истинное прощение. И тогда она автоматически откроет своё сердце для получения ресурса от отца, ничего для этого специально делать будет не нужно.

1.10. Опишите, как чувствовали себя в конце основные заместители? Где они стояли, куда смотрели? Опишите из этого то, что по-вашему важно.

Е.С. Заместители устали, большинство чувствовало завершенность работы. Часть ролей осталась непроявленной, например, ребенок, папа, эмоции.

А.Р. Саша. Тело, эмоции, интеллект и ребёнок сели отдыхать. Я бы отметил, что дух веселится. Также учитель почувствовал себя отстранённым, то есть он там больше не нужен. Прощение пришло поддерживать клиентку. Сущностная часть отца смотрит на клиентку, но личностная часть отца отвёрнута. То есть там есть ещё над чем работать.

1.11. Какие у вас прогнозы? Как будет чувствовать и вести себя клиентка после расстановки?

Е.С. Может быть, что у нее эта тема уйдет на задний план и не будет некоторое время такой острой, но я не думаю, что она сможет реально простить этого человека в ближайшее время, потому что в этой ситуации слишком много боли, которая сразу отпустить не может.

А.Р. Саша Мой прогноз позитивный. Клиентке может быть не просто, потому что задеты были очень глубокие вещи. Мне кажется, что если она найдёт способ выразить накопленный гнев, освободиться, всё пойдёт очень хорошо. И я думаю, что клиентка будет делать то, что нужно от неё для продолжения работы.

1.12. Какое домашнее задание вы бы дали клиентке после расстановки?

Е.С. Поблагодарить отца, постараться взять от него ресурс. Поблагодарить Учителя за урок. Сказать ему все что она теперь о нем думает. Почувствовать переход на новый уровень, на котором ее период ученичества с этим человеком остался позади.+

А.Р. Домашнее задание для клиентки мне видится поэтапным. В качестве первого этапа я бы посоветовал клиентке найти безопасный способ выразить злость и гнев на отца. Или самостоятельно, например с битьём подушки, груши или ещё лучше в присутствии квалифицированного терапевта. В качестве второго этапа, подумать и понять, зачем ей нужен был такой папа, почему она его выбрала, что она получила благодаря ему. И в течение нескольких дней проводить ритуал благодарности. За жизнь, и за остальное хорошее, что получила от отца. Конечно, независимо от остального, было бы неплохо для клиентки сделать специальную расстановку, чтобы раскопать тяжёлое в роду отца.

Н.С. Супер!!!

1.13. Опишите, какой на Ваш взгляд итог исследования по поводу христианского прощения.

Е.С. В понятии прощения обычно собрано слишком много, его следует употреблять более конкретно. Иногда речь идет не о прощении, а о том, чтобы перестать испытывать боль.

А.Р. Я интенсивно исследовал для себя тему прощения примерно 10 лет назад, после развода с женой. И вывод, к которому я тогда пришёл, в том что сам термин “прощение” (в стандартном восприятии) ведёт в неверном направлении. В тот момент, когда я понимаю/осознаю свой урок и зачем со мной произошло то, что произошло, мне уже не нужно заниматься тем, чтобы кого-то в чём-то прощать. И поэтому мне очень близок подход ведущей, говорящей о том что истинное прощение это выход в мета позицию.

Я бы не сказал, что расстановка явилась подтверждением этого постулата. Но она явно продемонстрировала ошибочность общепринятого отношения к прощению, замешанного на кротости и чувстве вины.

Комментарии Facebook

комментарии