Программа базового курса

Введение.

Курс состоит из 8 модулей по 3 дня (минимум 8 часов в день). К каждому модулю присоединяется 2 дня практики (минимум по 8 часов в день). В конце курса проходит 2 супервизионных модуля по 3 дня каждый. Минимальное количество личных супервизий — 2.

На курс приглашаются все желающие.

При успешном окончании выдаётся рекомендация для сертификации в DGfS и оказывается помощь в подаче документов.

Кроме того, при успешном окончании всего курса выдаётся сертификат IIS о присвоении статуса Системного расстановщика, позволяющий профессионально работать в этой области, а также, по желанию, рекомендательное письмо от IIS.

Программа курса.

Модуль 1. Основы семейной расстановки. Из истории системных расстановок. Базовые положения семейных расстановок.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Введение в мир расстановок (30 — 40 минут практики — упражнения в парах: наблюдаем за ощущениями).
  2. Из истории системных расстановок. Кратко о биографии и трудах Б. Хеллингера и других ведущих расстановщиков мира, дальнейшее развитие метода.
  3. Феномен замещающего восприятия.

3.1. Об экспериментах Альберта Мара и кирлиановской фотографии.

3.2. Системно-феноменологический подход в сравнении с другими терапевтическими и консультационными направлениями. В чем разница между расстановочной работой и классической психотерапией.

3.3. Принципы работы в семейной расстановке. Что такое замещающее восприятие. Гипотезы о том, почему заместители чувствуют. Морфогенетическое/знающее поле.

3.4. Квантовая физика и терапия. Различные аспекты и параллели.

  1. Базовые положения семейных расстановок.

4.1. Понятие системы. Семья как система. Границы системы.

4.2. Любовь и порядок. Порядок в семейных системах.

4.3. Четыре основных правила (порядка), действующих в семейных системах. Порядки любви Берта Хеллингера.

  1. О чувствах в системах.

5.1. Основные виды чувств: первичные, вторичные, перенятые (или системные) и мета-чувства. Понятие о смещении и двойном смещении. Механизм перенимания чувств.

5.2. Основные способы обращения с чувствами (испытывать, отреагировать, вытеснять, отрицать). Что происходит в каждом случае.

5.3. Что происходит с чувствами в семейных системах. Как с этим работать в расстановке.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников и приглашённых клиентов.

Модуль 2. Основы семейной расстановки. Продолжение.

Основные этапы работы в системной расстановке.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Этап 1. Работа с запросом клиента.

1.1. О готовности терапевта к расстановочной работе. Тест на презентность терапевта. Методы входа в состояние презентности.

1.2. Интервью перед расстановкой (цель: прояснение запроса, помощь клиенту сформулировать запрос. направленный в жизнь).

1.2.1. На ком главный фокус расстановщика (терапевта) при работе с клиентом и почему? О клиентоцентрированных и терапевтоцентрированных подходах при ведении расстановки.

1.2.2. Составление терапевтического контракта с клиентом. Установление контакта, работа с запросом.

1.3. Формирование запроса.

1.3.1. Различные варианты работы с запросом клиента.

1.3.2. Типы клиентов и их готовность к работе.

1.3.3. О наличии энергии в запросе. При каком запросе можно делать расстановку, а при каком нет.

1.3.4. О сопротивлении клиента и его причинах. В каких случаях можно и как прерывать расстановку. Как и когда можно возобновить процесс.

1.3.5. Обзор методов, позволяющих поднять уровень энергии в запросе. Шаблон для формулировки запроса с достаточным для расстановки уровнем энергии.

1.3.6. Основные инструменты терапевта: построение гипотез, фокус, открытый подход, отсутствие намерений, внимательность, бдительность, серьезность.

1.3.7. Интервенции в расстановке. Основные правила ведения диалога с клиентом. Директивное и недерективное ведение расстановки.

  1. Этап 2. Сбор информации для расстановки (отбор важной информации, техника сбора информации, основы работы с генограммой, ее использование для сбора информации и последующей работы в расстановке).
  2. Этап 3. Выбор системы и главных действующих лиц и структурных элементов для расстановки. Кого и что может представлять заместитель. Различные категории заместительствования. Свободные элементы и особенности работы с ними.
  3. Этап 4. Выбор заместителей (на что важно обращать внимание при выборе заместителей, противопоказания к участию, техника безопасности для заместителей в расстановке).
  4. Этап 5. Постановка 1-го образа системы клиентом. «Внутренний образ» и принципы работы с ним.
  5. Этап 6. Получение первичной информации от заместителей.
  6. Этап 7. Получение дальнейшей информации от заместителей, из поля расстановки и от клиента.
  7. Этап 8. Поиск системной динамики и переплетений.

8.1. О понятии «совесть» в системах (по Б. Хелленгеру): виды совести. Вина и её влияние.

8.2. Что такое системные динамики и как они возникают. Включение, переплетение, идентификация.

  1. Этап 9. Поиск решения.

9.1. Восстановление правильного порядка.

9.2. Поклоны.

9.2.1. Смысл поклонов (энергетическая защита, возвращение долга, вины, достоинства).

9.2.2. Виды поклонов (опускание глаз, головы…., лечь на землю, земной поклон) и их использование в различных случаях.

9.2.3. Практические упражнения с разными видами поклонов.

9.3. Разрешающие фразы и интервенции.

9.4. Ритуалы и их использование в расстановочной работе.

9.5. Образ-решение. Что важно при завершении расстановки и как хорошо это делать. Ведение протокола расстановки. Видеозапись процесса: преимущества и недостатки. Способы защиты клиента при видеозаписи.

9.6. Работа по интегрированию в жизнь решения расстановки. Использование других видов психотерапии. Домашние задания. Их цель и содержание.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 3. Детско-родительские отношения.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Отношения между родителями и детьми.

1.1 Кто принадлежит к родительской системе.

1.2 Понятие лояльности, семейная иерархия.

1.3 Слепая и зрячая любовь. Детское магическое мышление.

1.4 Порядки, действующие между родителями и детьми.

  1. Работа с детско-родительскими отношениями.

2.1. Принятие жизни и принятие родителей. О заповеди “Чти отца и мать” в расстановочном контексте.

2.2. Цена жизни. Как принимать жизнь по высокой цене: практические рекомендации для работы расстановщика.

2.3. Что конкретно в семейной системе может влиять на жизнь ребёнка и как. Примеры.

2.4. О конфликте лояльности к отцу и лояльности к матери у ребёнка.

  1. О прерванном потоке любви от родителей к детям. Методы его восстановления. Медитация на восстановление прерванного потока любви к матери.
  2. Предыдущие партнёры родителей, бабушек и дедушек, и их влияние на детей.
  3. О последствиях развода для детей. О конфликте лояльностей в этом случае и как с ним обходиться в расстановке.
  4. Братья и сёстры, сводные братья и сёстры, близнецы. Об умерших в утробе близнецах и важности расстановочной работы в этом случае.
  5. Аборты и выкидыши и работа с ними.

7.1. Возможные внешние и внутренние причины абортов. Принцип неосуждения детьми родителей.

7.2. Последствия абортов для родителей и детей.

7.3. Включение абортированных и погибших в выкидышах детей в систему.

7.4. О принятии этих детей в сердце ребёнка.

7.5. Что делать в случаях, когда неясно, были ли аборты у родителей и сколько.

  1. Особые случаи при работе с детско-родительскими отношениями.

8.1. Дети-сироты и приёмные дети, внебрачные дети, дети от искусственного оплодотворения.

8.2. Особенности расстановочной работы с детьми-сиротами. Приёмные дети.

8.3. Последствия замалчивания или обмана в вопросе подлинного происхождения ребёнка.

8.4. Внебрачные дети и особенности работы с ними.

8.5. Работа с детьми, пережившими сексуальное насилие и инцест. Особенности работы с инцестом.

8.6. Работа с детьми, появившимися на свет в результате сексуального насилия.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 4. Мужчина и женщина. Отношения в паре. Становление семьи.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Мужское и женское начало в каждом из нас. Анима и анимус. Откуда берутся женщины-мужчины и мужчины-женщины.
  2. Маменькины сынки и папенькины дочки. Особенности отношений в подобных парах.
  3. Основные порядки, действующие на уровне пары.

3.1 Закон баланса и его особое значение для пары.

3.2. Влюблённость слепа, а любовь зряча.

3.3. Партнёрство в любви как вершина человеческих отношений.

  1. Сексуальные отношения.

4.1. Что важно для хорошего секса в паре.

4.2. Об отношениях типа “брат-сестра” (мы так похожи, общие интересы и т.д.) в паре и влиянии таких отношений на качество секса.

4.3. Отношения типа “брат-сестра” в свете системного подхода. С какими динамиками в расстановке в этом случае мы встречаемся.

4.4. Связь между неудовлетворительным сексом и рано умершими близнецами или братьями-сестрами. Как в расстановке получить ресурс для хорошего секса.

  1. Дети и их воспитание как смысл здоровых отношений в паре.
  2. Уважение и любовь. Приоритеты. О важности уважения партнёра в ребёнке. Правильный порядок: любовь к ребёнку идёт через любовь к партнёру.
  3. Бесплодие и сознательный отказ от детей. Последствия для отношений в паре. Расстановочная работа в подобных случаях.
  4. Значение абортов и их последствия.
  5. Любовные треугольники. Пути выхода с помощью расстановки. Примеры, в том числе расстановочные исследования на примерах из классической литературы.
  6. Предыдущие партнеры, дети от предыдущих отношений.
  7. Расставания и разводы. Системные расстановки для гармоничного завершения отношений.

11.1. Завершенные и незавершенные предыдущие отношения, их влияние на пару.

11.2. Почему важно хорошо завершать отношения.

11.3. Как правильно и гармонично завершать отношения. Процедура развода в расстановке.

  1. Пара как единый организм и ячейка мирозданья. Творчество пары, её развитие и рост. Применение четырёх частной модели в работе с парой в случае серьёзных проблем в отношениях и развитии. Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 5. Родовая система и отношения в роду. Работа с тяжёлыми динамиками и их последствиями: области и методы применения (психические заболевания в лёгкой форме, зависимости и созависимости).

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Родовая система. Кто принадлежит к родовой системе. Основные порядки, действующие на уровне рода.
  2. Иерархия систем в роду. Иерархия систем для человека, принадлежащего к разным системам. Личное и коллективное. Дух семьи, группы, народа, человечества. Этика.
  3. Опыт предыдущих поколений, его значение для нас.

3.1 Родовая система как образец отношений, необходимых для выживания и передачи жизни.

3.2. Родовая совесть по Б. Хелленгеру и особенности ее воздействия на человека. Вина и невиновность на уровне рода. Конфликты между родовой и личной совестью и методы их разрешения в расстановке.

3.3. О традициях в роду и в семье. Что из них помогает, что тормозит и как с этим обходиться в расстановке. Уважение и любовь как обязательное условие при смене традиций.

  1. Влияние родительских семей пары на детско-родительские отношения. Различные динамики переплетений (роковые связи, идентификация, следовать за…, уходить вместо…, искупать поступки предков). Конфликты лояльности между семьей и родом.
  2. Кросс-культурные и кросс-религиозные браки в роду и их влияние на потомков.
  3. Динамика завещаний и обязательств роду.
  4. Специальные динамики в семейных системах: лоскутная семья, миграция, переселение, адаптация, изгнание; приемные и опекунские семьи и особенности работы с ними.
  5. Тяжелые судьбы в роду, их влияние на семью и работа с их последствиями.

8.1. Роль тяжёлых агрессоров в системе (убийц, насильников) и способы обхождения с ними в расстановке. Взгляд из другого измерения.

8.2. Исключённые, вытесненные, забытые — последствия для потомков. Способы работы по включению «тяжёлых» элементов в систему.

8.3. Особенности работы с особо тяжелыми случаями в роду (насилие, убийство, инцест и т.д.) в расстановках. Причины и истоки психиатрических расстройств и тяжёлой психосоматики с точки зрения системной и расстановочной работы.

8.4. Основные динамики при психосоматических и психиатрических заболеваниях. Возможно ли расстановка, в каком случае и каком формате. Особые требования по безопасности клиента, терапевта, группы при проведении подобной работы.

  1. Введение в работу с зависимыми (наркомания, алкоголизм) и созависимыми членами семьи.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 6. Жизнь, болезнь, смерть. Тяжелые травмы и заболевания: методы расстановочной работы. Умершие и их влияние на отношения.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Понятие о жизни и смерти в разных контекстах: житейском, расстановочном, духовном и т.д.
  2. Когда Смерть стучится в дом. Процесс умирания и его влияние на других членов системы.
  3. Как работать с травмой потери или страхом потери родных и близких. Ритуалы прощания.
  4. Особенности расстановочной работы и разрешающих фраз с умершими и членами их семей.
  5. Особенности и механизмы работы со структурными элементами типа Жизнь, Смерть, Война, Система, Воля Божья, Судьба и т.д. в семейной расстановке.
  6. Тяжелые и смертельные заболевания, случаи инвалидности в семье и их влияние на отношения и на других членов системы. Изменение базового порядка в системе в случае тяжелых заболеваний.
  7. Несчастные случаи, ранняя смерть, случаи суицида в системе и их влияние на клиента. Мысли о суициде: поиск причин, источника. Особенности терапии в подобных случаях.
  8. Смерть и динамика её исключения и влияние её на систему. Вина перед умершими и как с ней обходиться.
  9. Убийство, насилие, инцесты в семье. Динамика жертва-агрессор в этом контексте.
  10. Динамики Жертва-Агрессор в крупных масштабах.

10.1. Войны, межнациональные конфликты, крестовые походы, религиозные войны, репрессии, раскулачивания и т.д., а также динамики, связанные со случаями массового насилия.

10.2. Работа с динамикой Жертва-Агрессор в подобных случаях.

10.3. Пропавшие без вести, потерянные дети, родители, близкие — особенности расстановочной работы в подобных случаях.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 7. Специальные области работы с расстановкой. Структурные расстановки , работа в индивидуальном сеттинге, работа с тяжёлой травмой и симптомом: основные понятия.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Структурные расстановки и расстановки проблемы.

1.1. Цели и основные форматы структурных расстановок. Понятие Фокус, его назначение и особенности применения. Тетралемма как особый формат при расстановке для выбора наилучшего варианта.

1.2. Расстановка телесных симптомов, болезней, внутренних образов, снов.

1.3. Расстановка для изменения блокирующих верований и установок.

1.4. Структурные расстановки сказки, сценария.

1.5. Метарасстановки (расстановка в расстановке).

  1. Расстановка в индивидуальном сеттинге и её отличие от групповой работы.

2.1. Работа с предметами в комнате, напольными якорями и фигурами.

2.2. Расстановка в воображении.

  1. Симптомные расстановки и работа с тяжёлой травмой.

3.1. Особенности расстановки в случае травмы. Техника безопасности. Защитные меры.

3.2. Четырёхчастная модель “Тело-Эмоции-Интеллект-Дух”, её преимущества и особенности применения.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Модуль 8. Организационные расстановки и их особенности. Другие виды современной расстановочной работы. Краткий обзор. Супервизия с помощью расстановки.

Режим занятий: 5 дней (3 дня — теория, 2 дня — практика)

Время проведения: 10.00-19.00

  1. Организационная расстановка. Введение в тему.

1.1. Отличие организационной расстановки от семейной.

1.2. Порядки и базовые динамики в организации.

1.3. Пример организационной расстановки.

  1. Другие виды расстановочной работы. Краткий обзор.

2.1. Расстановка в онлайн формате, в том числе в онлайн группе.

2.2. Интегральная расстановка.

2.3. Аутопоэтические расстановки.

2.4. Расстановка стаи.

2.5. Скрытые расстановки и их ограничения.

  1. Основы супервизии с помощью расстановки. Примеры супервизорской работы с клиентами участников.

Упражнения, демонстрации, практическая работа по запросам участников.

Программа для прохождения практики, саморефлексии, стажировки.

Практика проходит в небольших группах (как правило, 12-15 участников) под руководством преподавателя или ассистента.

В группах практики студенты учатся самостоятельно проводить системные расстановки или их отдельные элементы (на первых модулях). Кроме того, в этот блок включается стажировка у опытных расстановщиков, элементы супервизии и самопознания (саморефлексия) в индивидуальном и групповом формате.

На последних модулях осуществляется демонстрация самостоятельных работ участниками семинара и супервизия их работы тренерами.

Важным элементом практики является работа с терапевтическим стилем системного расстановщика.

В работу по самопознанию (саморефлекии) в фокус нашего внимания входят следующие аспекты:

  • Презентность и аутентичность
  • Внимание и бдительность
  • Восприятие, интуиция, самонаблюдение
  • Наблюдение за собственными эмоциями и «скелетом в шкафу»
  • Раскрытия себя в обучающей группе
  • Слепые пятна, теневые стороны: как с этим обходиться.

В практике расстановочной работы мы учимся использовать следующие инструменты:

  • построение гипотез
  • фокус
  • открытый подход
  • отсутствие намерений
  • внимательность, бдительность, серьезность.

За время прохождения практики каждый участник должен сделать минимум 2 личные работы (как клиент) и 2 работы как расстановщик.

Супервизионные модули.

Для сертификации системного расстановщика необходимо пройти минимум 2 супервизионных модуля по 3 дня каждый.

При этом студент должен сделать 2 личных супервизионных расстановки с приглашённым со стороны клиентом (можно со своим клиентом).

В интервизорские пир-группы студенты объединяются на первых модулях.

О работе в каждой группе студент должен представить краткий письменный отчёт.

Супервизия

Обсуждение типичных и специфических случаев из практики и супервизионная расстановка.

На нашем семинаре участников подготавливают к самостоятельной работе. В случае необходимости будет производиться поддерживающее вмешательство и оказана корректирующая помощь.

Комментарии Facebook

комментарии