Расстановки: научный подход

Системные расстановки как сверхновые информационные технологии. Духовно-ориентированный подход в расстановке для работы с травмой человека, семьи, организации и общества.

  

Спокойная Наталья (n.spokoinyi@gmail.com) – директор IISBerlin, Интернационального Института Системных Расстановок, Берлин; сертифицированный психотерапевт WCP и EAP, обучающий тренер Немецкого Общества Системных Расстановщиков (DGfS), мастер-тренер Мировой Ассоциации Бизнес-Расстановщиков (INFOSYON); преподаватель международного уровня и действительный член ОППЛ, системный сексуальный терапевт, специалист по Методу Мерилин Мюррей, теолог (ученица о. Александра Меня и о. Георгия Чистякова), постоянный участник Экуменических Конгрессов всех православных, католической и англиканской церквей, Германия, Берлин.

Аннотация

В статье описывается интегральный духовно-ориентированный подход к психическому здоровью. В основе авторский метод краткосрочной терапии травмы не только человека, но и семьи, группы, общества, цель которого — восстановление целостности человека, семьи, организации, общества на всех уровнях от тела и эмоций до интеллекта и духа. Показывается, почему и как духовно-ориентированная системная расстановка использует сверхновые информационные технологии CuttingEdge IT. Дается конкретный пример использования метода для краткосрочной терапии скрытой травмы детства, в котором через 40 минут терапии клиентка 60 лет вспоминает об изнасиловании санитаром в больнице в возрасте 5 лет. Приводится концепт обучения специалистов данного направления.

Ключевые слова: духовно-ориентированная системная расстановка, структурная расстановка, интегральная терапия травмы

Три поколения науки

Нам посчастливилось стать свидетелями третьего поколения науки. Первое — наука Аристотеля. Наука, основанная на просто наблюдениях. Выводы из статистических данных. Критерии качества — релевантность. Наблюдатель не включен в наблюдение, он снаружи. Второе поколение — наука Галилея. Основана на формальной логике, исследовании причин, замерах, подсчете. Это наука в ее классическом понимании. Тут наблюдатель тоже не включен в процесс, который исследуется. Критерии качества — объективность, повторяемость, валидность (действительность, законность).

Третий тип наукиТЕОРИЯ РЕЗОНАНСА. Её основоположником считается Л. Полинг (1928). Это теория электронного строения химических соединений, в основе которой лежит представление о том, что электронное распределение, геометрия и все другие физические и химические свойства молекул должны быть описаны не одной возможной структурной формулой, а сочетанием (резонансом) всех альтернативных структур.

Хартмут Роза, профессор социологии в Университете Jena (Германия), использует Теорию резонанса для объяснения социальных явлений и вводит понятие трех основных резонансных осей. Горизонтальные оси имеют место между двумя (или более) людьми, в любви, дружбе, семейных отношениях и политическом пространстве. Диагональные резонансные оси показывают отношения к вещам и деятельности, вертикальные – к большой коллективной сингулярности: природе, искусству, истории или религии. Сформулированная им теория резонанса стала фундаментальной: в 2015 и 2016 году он опубликовал «Резонанс. Cоциология мировых отношений» [6] и «Ускорение. Изменение временных структур в современную эпоху» [7].

Какие же выводы для психотерапии мы можем сделать из теории резонанса? Задача — вступить во взаимодействие с миром, во взаимосвязь с элементами системы. Войти в резонанс. Логика связей. Наблюдатель — часть процесса. Квантовая физика собственно уже наука этого типа. Критерии качества — резонанс, согласованность, энергия. Наблюдатель и наблюдаемые объекты тесно связаны друг с другом.

Системная расстановка в ее классическом понимании (и качественном исполнении) как раз и является пространством для наблюдения за резонансом взаимодействия с наблюдаемой системой. По аналогии мы наблюдаем за резонансом и в квантовой физике. Сейчас ученые постепенно приходят к тому, что объективности не существует. Без наблюдателя нет наблюдаемой системы. Мы все на все влияем. И показателем истинности является резонанс наблюдателя с наблюдаемым объектом.

Одно из важнейших открытий современной науки — утверждение о том, что весь наш мир — единое информационное поле, все люди в нем взаимосвязаны между собой. Мы живем в Информационную эру (англ. Information Age), возможны быстрые глобальные коммуникации и информационные сети, что поставило принципиально новые задачи для человечества в целом и науки в частности. Изменилась форма современного общества, способы мышления и ценности. Информационное доминирование должно быть скомпенсировано усилением духовной составляющей, что означает необходимость применения интегрального системного подхода.

Интегральный духовно-ориентированный подход к человеку и его преимущества

«Когда игнорируются потребности души, тело начинает кричать», — пишет известный терапевт и кардиолог, доктор медицины Илзе Кучера в своей книге «Что же со мной такое». Как хороший врач лечит не симптом или болезнь, а весь организм в целом, так и в центр интегральной психотерапии поставлена цельная личность человека, а не отдельные её проблемы или процессы.

В современном мире усиливается тенденция на дифференциацию и узкую специализацию: врач часто лечит не человека в целом, а конкретную область его организма. Мы можем более детально, точно исследовать каждую определенную область. Но глядя всё время в микроскоп и изучая конкретную бактерию, мы теряем из вида саму болезнь и, что ещё хуже, самого человека в его целостности.

Именно поэтому пациенты ищут такого врача, который лечит не симптом или болезнь, а весь организм в целом. Целью специалистов помогающих профессий должна стать интеграция различных методов и подходов к человеку. Такая интеграция различных форм и направлений будет наиболее эффективной, когда в неё включается духовная составляющая. Более того, именно её следует ставить во главу угла. Это творческая, духовно-ориентированная, как правило, авторская работа, сочетающая различные западные и восточные подходы, лучшие достижения естественных и гуманитарных наук и духовных практик. Настало время интегрировать два подхода — научный и духовный. Тем более, что в науке всё новое творится на стыке [1, 2].

В 2014 г. опубликован МАНИФЕСТ ПОСТМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ, в котором группа всемирно известных ученых из различных областей науки: психологии, медицины, психиатрии, нейробиологии, физики и др., декларировала необходимость срочной переориентации на новую постматериалистическую парадигму науки. Манифест опубликован на английском языке:

https://www.opensciences.org/about/manifesto-for-a-post-materialist-science

но существует перевод на другие языки, в т.ч. на русский:

http://iis-berlin.ru/o-rasstanovkah/dlya-rasstanovshika/manifest/

«Почти абсолютное господство материализма в академическом мире существенно сузило науку и стало препятствовать научному изучению сознания и духовности» (п.5). «Исследования так называемых пси-феноменов показывают, что порой мы способны, не прибегая к обычным чувствам, получать значимую информацию теми способами, которые выходят за рамки привычных пространственных и временных ограничений» (п.9).

Ну как тут не вспомнить о системных расстановках!

«Ученые не должны бояться исследовать духовность и духовный опыт, поскольку они представляют собой центральный аспект человеческого бытия». (п.15).

Действительно, что бы ни делал современный человек — заботился о своем здоровье, налаживал отношения, искал вдохновение или новые возможности самореализации — по существу речь идет о поиске смысла жизни и своего места в ней [1, 2].

Стандартные методы работы с травмой имеют целый ряд недостатков: терапия занимает продолжительное время, необходимы значительные материальные затраты (при том, что у клиента мало жизненных сил, часто отсутствует работа и деньги). Клиент может длительное время не замечать прогресса, как результат — частое ухудшение состояния и ретравматизация. Из этого опыта следует, что реально помочь такому клиенту возможно только отказавшись от работы гомеопатическими дозами и совершая с ним сразу большие шаги [1].  Поэтому встаёт вопрос о возможности краткосрочной психотерапии тяжёлой травмы. Эта терапия должна совмещать преимущества духовного подхода и цифровых технологий.

Особенности системного подхода к психическому здоровью человека, семьи, общества в IIS-BERLIN

В IIS-Berlin человек рассматривается системно – в свя́зи с семьёй, организацией и социумом. Поэтому мы говорим о восстановлении психического здоровья не только человека, но семьи и социума. Психическое здоровье рассматривается как один из аспектов целостности, включающей в себя как стержень духовную составляющую. Известно, что любая психическая травма расщепляет личность, искажает взгляд человека на себя, других людей и Вселенную. Точно так же расщепляет семью травма семьи, организацию – травма организации и общество – травма общества (например, национальные и религиозные конфликты). Поэтому мы проводим терапию травмы не только человека, но и семьи, организации, общества. Цель интегральной травмотерапии человека – восстановление личности человека в её целостности от тела и эмоций до интеллекта и духа.

Сверхновые информационные технологии

Информационная эра инициировала появление новых информационных технологий, основанных на достижениях квантовой физики и нейронаук. Известно, что в любой клетке содержится информация о всей Вселенной, вся Вселенная воспринимается человеком по принципу голограммы («всё в каждой части»). В связи с этим становятся возможными принципиально новые способы получения информации.

Примеры сверхновых информационные технологий

  • Кинезиология (появилась уже в 1964г., George Joseph Goodhear) – информация приходит из тела, точнее из его мышц (плюс фасций и т.д.)
  • Лингвистико-волновая генетика (начало 90-х, П. Гаряев) – наука о том, «как разговаривает ДНК»
  • Системная расстановка (конец 70-х, Thea Schönfelder и Les Kadis) – получение информации на всех уровнях восприятия человека: телесном, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.

Существуют физические приборы, которые фиксируют существенные изменения биополя клиента (волновых его характеристик) после системной расстановки.

 

 Системная расстановка как сверхновые информационные технологии – проведение психотерапии (терапии души) инструментами Духа.

В системной расстановке мы получаем уникальную и точную информацию о клиенте и его системе. Эта информация каким-то чудесным образом приходит ему самому и совершенно незнакомым клиенту людям (заместителям и ведущему). Это подтверждается многочисленными фактами. Мы как бы делаем своего рода рентген подсознания, извлекая информацию о системе из подсознания клиента. И это не что иное, как сверхновые информационные технологииuttingEdge IT). Из своего достаточно большого опыта (около 8000 расстановок, из них примерно половина проведена в онлайн группе) [1, 3, 5] могу сказать, что подобная информация может прийти только свыше. Но каждый может назвать этот Источник в соответствии со своими убеждениями – Богом, Высшим измерением, Вселенной, Судьбой и т. д.

Мироздание зиждется на иерархии. Только высшее может сформировать низшее! Дух творит себе форму. Поэтому терапия души наиболее эффективно осуществляется инструментами Духа. Это подтверждается данными современной физики: более высокими духовными частотами можно оказывать положительное воздействие на более низкие – интеллектуальные, эмоциональные и материальные. Об этом феномене также говорится в Манифесте Постматериалистической Науки.

Известны исследования в области генетики, и особенно эпигенетики https://www.popmech.ru/science/55168-epigenetika-mutatsii-bez-izmeneniya-dnk/#part0 , где зафиксированы генетические изменения у клиентов, прошедших одну или несколько сессий подобной терапии, а также у участников расстановочных групп. В IIS-Berlin с инновационным физическим прибором WinAura Pro проводятся исследования физических параметров биополя клиента и участников группы в ходе работы, а именно волновых и цветовых его характеристик. Многочисленные данные говорят о глубочайших изменениях биополя (частоты вибраций) на уровне подсознания как у клиента, так и у участников группы и просто наблюдателей. Это возможно только при работе на высотах Духа или, по-другому, при ориентации на духовные измерения. Поэтому наша команда исходит из того, что терапия души наиболее эффективно осуществляется инструментами Духа.

Это вовсе не означает, что мы уводим клиента из реальности. Поэтому в Духовно-ориентированной психотерапии большое внимание должно уделяться вопросам порядка, дисциплины, личной продуктивности, тайм менеджменту, доведению начатых проектов до результата. Важное место здесь занимает системный подход.

Ниже приведены кадры видеосъёмки, снятого прибором WinAura Pro, которые иллюстрируют изменение состояния клиента N на одном из расстановочных семинаров. Изображение зеркально, т. е. левая сторона клиента на фото справа и наоборот. Слева цвет – внутренний свет человека. А справа – тот, каким человек себя показывает миру. Первый кадр (рис.1) сделан до начала семинара. На рис. 1.1 мы видим, что слева преобладает желтый, цвет интеллекта. А справа – голубой, классический цвет горловой чакры. Самая напряженная чакра – горловая, она оранжевая. И этот клиент как раз и пришел

с проблемой самореализации, за которую как бы отвечает этот энергетический центр. Кроме того, у клиента частые ангины и проблемы со щитовидкой.

Второй снимок (рис 1.2.) сделан в перерыве после того, как клиент N постоял в роли заместителем в расстановке другого клиента. Мы видим, как повлияло участие в расстановке – вибрации по всем чакрам существенно повысились: в горловой чакре цвет поменялся с оранжевого на желтый, в большинстве остальных и слева – с желтого на зеленый и бирюзовый

Расстановки: научный подходРасстановки: научный подходРасстановки: научный подход

Третий снимок (рис.1.3.) сделан после личной расстановки клиента N. Мы видим, как сильно изменилось его биополе. Левая и правая сторона стали симметричными, обе светло-фиолетового цвета. Заметим, что фиолетовый – цвет духа; белый – цвет баланса, сочетающий все цвета радуги. Коронная чакра (самая верхняя) цвета индиго, горловая – бирюзовая, остальные – синие и голубые. И таких фотографий с подобными результатами у меня сотни. За 11 лет подобной работы я собрала достаточную статистику. Заметим, что цвет биополя меняется у всех присутствующих на расстановке, даже у тех, кто не не был заместителем.

Информационное Поле расстановки — основные характеристики: когерентность (взаимосвязь) глубины травмы и размерности Поля расстановки

Существует Информационное Поле Вселенной, оно общее для нас всех. Как мы уже упоминали выше, любая клетка нашего организма имеет информацию о всей Вселенной. У клиента есть доступ к своей части этого Поля. Чем больше объем Поля, тем информации больше и тем она точнее.

Каждый расстановщик создаёт своё пространство соответствующего объема и размерности. Чем больше размерность Поля, тем чище и качественнее берет информацию расстановщик.

Мы все живём в 4-х мерном пространстве: три измерения и время. В расстановке мы можем притянуть к настоящему моменту информацию и о прошлом, и о будущем Системы клиента. Это означает, что время в расстановке двумерно.

Расстановки: научный подход

Мы видим, что расстановка осуществляется минимум в пятом измерении. Опыт показывает, что и пятого измерения недостаточно: в классической расстановке используется минимум шесть измерений (6-е – пространство Эмоций и Интеллекта). Но на самом деле Системная расстановка – это уже не психотерапия, не терапия души, это терапия Духа. 

Духовные вибрации самые высокие. Ими можно повышать (исцелять) более низкие вибрации интеллекта, эмоций, тела. Известно, что Духом можно победить любую болезнь, справиться с горем. Пространство Духа – это уже 7-е и иногда 8-е измерение. Только в нём возможна эффективная расстановка тяжелой травмы.

Для того чтобы иметь вход в пространство 7-й и 8-й размерности, расстановщику важно постоянно работать с собой, со своими травмами и ограничениями: только тот, кто спустился очень низко и работает со своими очень глубокими травмами, сможет получить нужный ресурс для того, чтобы подняться высоко и работать в более высоком измерении с тяжёлой травмой клиента.

Расстановки: научный подход 

 

Интегральный подход к краткосрочной терапии психической травмы человека, семьи, общества – BEMS-Model (Body-Emotions-Mind-Spirit)

Любую проблему клиента можно рассматривать как последствия травмы самого человека или травмы его рода. Стандартные методы работы с психической травмой обладают серьезными недостатками – продолжительное время, значительные материальные затраты (при том, что у клиента мало жизненных сил, часто отсутствие работы и денег); клиент длительное время не замечает прогресса. Результат — ухудшение состояния, ретравматизация.

Вывод: реально помочь такому клиенту возможно только отказавшись от работы «гомеопатическими дозами» и совершая с ним большие шаги. Поэтому встает вопрос о возможности краткосрочной терапии тяжелой травмы.

Известно, что любая травма расщепляет личность, искажает взгляд человека на себя, других людей и Вселенную. Части личности застревают в травме; клиент, как правило, пытается их отрицать. Задача терапевта состоит в том, чтобы он обнаружил эти части, принял их, полюбил и соединил в себе. Цель интегральной травматерапии – восстановление личности человека в её целостности от тела и эмоций до интеллекта и духа. Этой цели служит мой авторский метод «BEMS-Model – Body-Emotions-Mind-Spirit или 4-частная модель Дух-Интеллект-Эмоции-Тело» (методу более 11 лет, он многократно демонстрировался мной и студентами IIS-Berlin) [1, 3, 4]. Метод разработан на основе личного терапевтического, духовного (в том числе теологического) и расстановочного опыта для работы с серьезными травмами, вызванными насилием, инцестом, тяжелыми потерями и т.д.

Работа с внутренними частями личности, такими как Тело, Эмоции, Интеллект и Дух, позволяет клиенту с помощью метафоры c интересом посмотреть на себя со стороны, понаблюдать за травмированными частями, а терапевту обойти подсознательное сопротивление клиента и найти оптимальный ресурс, обеспечивающий гармоничное взаимодействие этих частей и восстановление целостности. Причем в очень короткие сроки.

В предлагаемой модели:

Тело – физическое тело.

Эмоции – всё, относящееся к психоэмоциональной сфере.

Интеллект – ум и логическое мышление.

Дух – самая могущественная и таинственная Сила в человеке, высшие вибрации человеческой личности, ощущение внутренней религиозности, интуиция, любовь, сострадание и т.д. Дух занимает центральное место в модели. Сильный Дух – это то, что дает силы действовать даже тогда, когда очень страшно; когда все вокруг против. Но человек чувствует, что только так надо делать. И делает.

Формат Структурной расстановки позволяет посмотреть на внутренние части личности клиента, в том числе на Дух.

Выбираются заместители каждой части из группы людей или предметов в комнате и Фокус личности клиента для данного запроса (проблемы, ситуации).

Каждая фигура находит себе место в пространстве. По взаимному расположению частей делается анализ, на какие части и как повлияла травма и определяется (вместе с клиентом), какими методами работать.

Перед началом работы важно сориентировать пространство и указать направление на волю Высшего начала для клиента: Бога, Источника, Судьбы и т.д. Можно просто указать направление «в Жизнь».

Мы вводим фигуру Духа и смотрим, куда он направлен. Часто при тяжелой травме он смотрит ровно в противоположную сторону от Воли Высшего или Жизни. То есть в Смерть. Сразу после введения в расстановку фигуры Духа становится видно, о чем на самом деле речь в запросе и с чем конкретно следует работать.

Ориентир на Высшее помогает посмотреть на тяжелое и понять, зачем эти события случились и почему важны клиенту. Поняв, почему он «несет тяжелое», клиент может через благодарение выйти на новый уровень и превратить слепую любовь (лояльность) в зрячую, принять ресурсы рода и стать счастливым.

Такой вид работы мы называем духовно-ориентированной расстановкой или духовно-ориентированной психотерапией [2, 4]. В свете сказанного, подобную духовно-ориентированную расстановку можно считать уже не только психотерапией (терапией души), но и терапией духа. Потому что ориентация «в жизнь» на самом деле уже предполагает работу на духовном уровне.

Защитная роль Интеллекта при тяжёлых динамиках

Из моих наблюдений следует, что когда все остальные части рассыпаются и (или) пребывают глубоко в травме, Интеллект, как стойкий оловянный солдатик, продолжает держаться и принимает на себя основную защитную роль в жизни и психике человека. Фигура «Интеллекта» почти всегда больше остальных частей (ментальный план развит непропорционально по отношению к другим частям). Контроль Интеллекта помогает человеку не погружаться слишком глубоко в травму.

Обратиться за помощью интеллекта важно, если в процессе работы явно высвечивается тяжёлая динамика – например, инцест, сексуальное и физическое насилие в роду – которую клиенту очень сложно принять (включается лояльность, особенно если агрессор является членом семьи).
Клиенту важно осознать, что это тяжёлое – цена его жизни. И только после этого осознания он постепенно может позволить себе чувства.
После эффективной работы Интеллект «уменьшается» и занимает более гармоничную позицию относительно других частей.

 Интеллектуальный мост через пропасть травмы: пример разрешающей фразы при инцесте

Я могу попросить клиента сказать, например, следующее в адрес прадеда, насильника собственной дочери:

«Дорогой прадедушка, я вижу всё это тяжёлое. И моя душа содрогается и не может этого принять. Но хотя бы умом я понимаю, что если бы этого не произошло, я бы не родилась. И поэтому я благодарю тебя за жизнь, которая мне досталась по такой высокой цене. И перед этим тяжёлым и этой ценой, которую ты заплатил за мою жизнь (в этом месте я обычно объясняю, что быть агрессором гораздо тяжелее, чем праведником), я склоняюсь с любовью и уважением в глубоком поклоне».

Когда клиент вдумывается в смысл этих слов, являющихся простой констатацией факта, поскольку, не будь инцеста, эта девочка вышла бы замуж за другого и наш клиент не смог бы родиться, у него появляются силы сделать поклон (я очень много раз наблюдала это в своих расстановках). А после поклона — возможность «уменьшиться», посмотреть агрессору/насильнику в глаза и принять соответствующий ресурс. Можно сказать, что в данном случае интеллект из охранника становится со-работником. И это пример того, как интеллектуальное айкидо приводит к айкидо эмоциональному, духовному, а иногда и телесному.

Дух

В некоторых случаях принять функции контроля может дух. Он делает это гораздо интенсивнее, чем интеллект и при этом так же увеличивается в размерах относительно других частей.
Из моего опыта люди с особенно тяжёлыми динамиками часто очень духовные. С такими клиентами работать сложно, и эта модель помогает, показывая человеку, что его Дух, как правило, сильно оторван от других частей, особенно от Тела и Эмоций. Дух задаёт тон остальным частям: все указанные внутренние части в конечном итоге ориентируются на Дух.

Расширенные возможности работы с тяжёлой травмой при ориентации на Дух: ясность, чёткость, энергия

Формат Системной расстановки позволяет посмотреть на внутренние части личности клиента, в том числе на Дух. На эту роль выбирается заместитель, который даёт обратную связь о своих ощущениях. Терапевт, клиент и группа наблюдают за его перемещениями.

Перед началом важно сориентировать пространство и указать направление на Ценности клиента – волю Высшего начала: Бога, Источника, Судьбы (терминологию задаёт клиент). Можно просто указать направление «в Жизнь».

Сразу после введения в расстановку фигуры Духа становится видно:

  • что реально стоит за его запросом
  • в чём настоящее препятствие движению в жизнь
  • каким образом превратить тяжёлое (в том числе в роду) в ресурсы (айкидо)
  • как лучше принять полученные ресурсы и интегрировать их в жизнь

Далее проводится системная расстановка в нужном формате. Можно использовать другие виды психотерапии.

Применение 4D модели в работе с запросом: алгоритм

  1. Фиксируем в предварительном тесте расположение и самочувствие всех частей клиента и его Фокуса.
  2. Продолжаем интервью, позволяя всем фигурам свободно двигаться. Так можно точнее отслеживать реакцию клиента на поднятие тех или иных тем и оценить степень и вид их влияния на него, а при сложностях в выборе запроса и отсутствии в нём энергии сразу проверить конечную эффективность работы в том или ином направлении.
  3. Вводим фигуру хорошего решения (ресурса), которое можно получить в случае удачно выполненной работы с определённым запросом. Просим все фигуры взять у неё необходимый ресурс, почувствовать своё новое состояние и занять подходящее место в поле расстановки.
  4. Если вариантов запроса несколько, следует последовательно проверить каждый из них, во всех случаях отмечая, как изменяется целостность клиента.
  5. Сравниваем положение и самочувствие частей и Фокуса с первоначальным вариантом (до теста) и делаем выводы об эффективности расстановки в случае каждого варианта. Ориентироваться при выборе окончательного варианта запроса лучше на то, насколько хорошо собираются вместе части клиента после введения фигуры хорошего решения, т.е. где лучше целостность.

Ориентация на духовные ценности клиента или на Высшее позволяет успешно работать расстановкой с очень тяжелой травмой: с некоторыми формами шизофрении, красной волчанкой, туберкулезом, гепатитом С и другими системными психосоматическими заболеваниями, раком, бесплодием, инцестами, травмами сексуального насилия и другими тяжелыми динамиками. Результаты действительно впечатляют [1, 3, 4]. Отзывы клиентов можно посмотреть на сайте IIS-Berlin, которым я руковожу http://iis-berlin.ru/feedback/.

Ориентация на духовное измерение в системной расстановке помогает клиенту не избавиться от тяжелого, что на самом деле невозможно по закону сохранения энергии, а трансформировать тяжелое в ресурс. Из моего 10-летнего опыта работы по методу: чем глубже травма, тем больший ресурс можно получить. Образно выражаясь, мы превращаем яму в гору. Причем глубина ямы равняется высоте горы. И человек начинает понимать, более того – прочувственно понимать, почему «За всё благодарите» [2].

По этой же схеме можно работать не только с травмой человека, но и с травмой семьи, группы, общества. Для этого мы выбираем 4 части и Фокус соответственно семьи, группы или общества. Некоторую сложность представляет дефинирование этих понятий. Самое простое определить, что такое Дух группы — это ценности соответствующей группы. Ориентируя пространство на Высшее клиента в соответствии с ценностями его и данной группы, мы помогаем ему правильно определить цель работы.

Работать с группой гораздо сложнее, чем с конкретным человеком. Возникает некая многомерность. В настоящее время в IIS-Berlin накоплен достаточный опыт для того, чтобы утверждать, что подобная работа очень эффективна. Отзывы наших клиентов можно посмотреть по ссылке выше.

Концепция образования по специальности «Интегральный духовно-ориентированный подход для восстановления целостности и поддержания психического здоровья человека, семьи, общества»

Программа обучения по данной специальности стоит на сайте ОППЛ.

Она предназначена:

  • как обучающая — для психологов, психотерапевтов, коучей, врачей, социальных работников, душепопечителей и для широкого круга интересующихся духовными аспектами психотерапии
  • как терапевтическая — для клиентов с различными симптомами, проблемами, тяжелыми динамиками, трудно поддающимися коррекции стандартными методами психотерапии

Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты не только обладали высокой квалификацией в теоретических и практических аспектах, но и вырабатывали определенную внутреннюю позицию, подразумевающую в первую очередь духовную ориентацию в своей работе. А это требует не только профессионализма – осознания работы как духовного пути.

Мы считаем необходимым развивать у наших студентов как интуицию и сенсорные способности, так и умение быстро «заземляться», входить в состояние презентности, соединять эмпатию к клиенту с нейтральностью, умением держать удар и равновесие при работе с тяжелыми динамиками.

Особое внимание уделяется обучению навыкам работать безопасно для себя, клиента, группы. Получать энергию от работы — лучшая профилактика профессионального выгорания.

В программу включен обзор самых современных методов и инструментов работы — интегральные методы, сочетающие системные расстановки и другие формы духовно-ориентированной психотерапии, например, использование BEMS-Model. Программа ориентирована на немедленное внедрение полученных знаний и умений в практику. Уже с первого модуля участники включаются в работу с реальными клиентами.

 Пример работы со скрытой травмой сексуального насилия в 5 лет

Клиентке Е. (Майнц, Германия) 60 лет. Психолог, системный расстановщик, в руководстве региональной группы DGfS. С мужем давно развелась; похоронила двух дочерей, остался только взрослый сын. Есть внуки.

Работа проходила в рамках моего обучающего семинара для региональной группы системных расстановщиков земли Rheinland-Pfalz. В 1-й день работали в малой группе с её руководством. Запрос Е. – найти мужчину-партнёра. Ранее она для мужчин, в том числе мужа, была мамой.

Начали терапию по авторской методике работы с травмой — ввели следующие фигуры: Тело, Эмоции, Интеллект и Дух. И заместителя Фокуса Е.  в контексте её запроса.

Реально в данной работе принимало участие только три заместителя, поэтому я использовала предметы в комнате и сама стояла “в ролях”. Сразу замечу, что, встав Фокусом, я почувствовала, что мне 5 лет. Но Е. ничего особенного про свои 5 лет на этот момент не вспомнила. Эмоции сразу легли. От Эмоций пошло 2 динамики: первая по бабушке, вторая по клиенке в детстве. Бабушка потеряла трех сыновей. Одного из близнецов при рождении; второго, кажется, в войну; третьего, папу клиентки – от болезни (ему было около 40). Е. потеряла двух дочерей во взрослом возрасте. Стало понятно, что здесь включилась программа «я не лучше тебя». Только Е. сохранила мальчика (для бабушки) и потеряла девочек.

Когда в расстановку включили бабушку, она легла рядом с Эмоциями. А Эмоции встали после произнесения Е. разрешающих фраз типа «Спасибо, дорогая бабушка, за жизнь по такой высокой цене». На самом деле встала только часть эмоций. В этот момент заместитель Е. почувствовал и стал проявлять в себе две части – первая указывала на связь с бабушкой, вторая на связь с маленькой Е. в возрасте 5 лет.

Е. рассказала следующую историю. В раннем детстве она всегда была для папы принцессой. Но потом (скорее всего уже в 6 лет или чуть раньше, когда дети идут в школу или в подготовительный класс детсада) она поставила на стену чернильное пятно, и папа ее жестоко наказал — сильно избил. Е. сама не понимала, почему из-за такой мелочи папа так рассердился. И с тех пор он её частенько бил в качестве наказания.

«С тех пор я перестала быть для папы принцессой», — сказала Е. грустно.

В этот момент я опять почувствовала, что мне 5 лет и… что меня сексуально используют (тут подумала, что схожу с ума, но так как опыт работы с сексуальными травмами у меня большой, я заставила себя оставаться в презентности). Естественно, вслух я ничего не сказала. В любом случае, такого рода информацию надо многократно проверять.

Интеллект стоял «стойким оловянным солдатиком» и не пускал никого к Эмоциям, которые начали постепенно поворачиваться в сторону жизни.

Встав частью Эмоций, я поняла, что для меня очень важно то, что лежит на стуле –  скрученная полоска ткани, похожая на ленточку. Я попросила Е. просто подойти и посмотреть.

Внимательно посмотрев вместе с клиенткой на ленту, я вдруг почувствовала, что меня сексуально насилуют.

Вдруг Е. говорит: «ВСПОМНИЛА. Я В 5 ЛЕТ В БОЛЬНИЦЕ ЛЕЖАЛА. Небольшая операция в горле». Потом стоит секунд 10 молча, сильно бледнеет и тихо говорит: «ОЙ, МЕНЯ ТАМ САНИТАР ИЗНАСИЛОВАЛ… высокий, в белом халате». Я выдохнула. Все сошлось. Мои ощущения и факты, которые вспомнила Е.

Все присутствующие были потрясены. У нас на глазах произошло чудо. Всего через 40 минут терапии клиентка вспоминает такое… В этот момент Эмоции и Дух окончательно повернулись в сторону жизни.

Вскоре Е. сказала, что с тех пор всю жизнь чувствует себя грязной, испачканной. И ей стыдно. Только раньше она не понимала, откуда у нее это чувство. Теперь все встало на свои места.

И мы одновременно с ней поняли, почему она перестала быть принцессой для папы и почему он начал ее бить по пустячным поводам.

Несколько разрешающих фраз, поклоны, она поблагодарила, несмотря ни на что, свою судьбу, Бога, и агрессора. Е. понимала, что если бы этой истории не было, она вышла бы замуж за другого и не было бы ее детей и внуков. И вся жизнь сложилась бы по-другому.

На следующий день перед семинаром она сказала, что к ней вернулось так давно утраченное ощущение целостности, радости и полноты жизни. И она привыкает к новому для нее состоянию.

Это безусловно начало. Ей еще предстоит долгий путь. После подобных историй необходима серьезная работа по принятию своего тела. И я порекомендовала найти для этого хорошего терапевта.

Данный пример использования 4-х частной модели показывает, насколько эффективно и быстро можно работать с подобными травмами детства.

Через полгода Е. позвонила и сообщила, что она чувствует себя хорошо и уверенно, почти исчезло чувство беспричинного стыда, ощущает себя гораздо более женственной, замечает изменения в теле: например, стала гораздо более расслабленной, стали исчезать старые гинекологические проблемы, потеплело в груди, ранее замороженная детская часть воскресла к жизни, появилась радость, лёгкость, внимание мужчин. Три месяца назад нашла себе хорошего партнёра и совершенно счастлива с ним; подумывает о замужестве.

Резюме

Наше тело — мощнейший резонатор. Оно может входить в резонанс с другими людьми и Вселенной. Это широко используется в кинезиологии, телесно-ориентированной психотерапии, системных расстановках и т.д. Поэтому важной задачей Духовно-ориентированной психотерапии является интеграция различных видов краткосрочной психотерапии, соединяющих творческие возможности тела (дыхание, звук и оттенки эмоций) с высотами интеллекта (математики, физики…) и Духа. Именно на стыке различных направлений, форм и методов работы творится всё новое. И мы призваны соединять всё лучшее, чего достигло человечество в области науки, искусства, философии, религии (тут важна межконфессиональность, открытость и уважение к другим вероисповеданиям) с целью обретения каждым конкретным человеком психического здоровья, а именно мира и гармонии с самим собой, другими людьми, Вселенной и Высшим началом (терминологию задаёт клиент).

Литература

  1. Спокойная Н. В. Краткосрочная интегральная терапия травмы человека, семьи, организации, группы, общества / Н.В. Спокойная. – Воронеж: ВГУ,2016. – С. 110.
  2. Спокойная Н. В. Духовно-ориентированная психотерапия и системные расстановки: миссия и задачи / Н. В. Спокойная, Т. И. Симонова // Психотерапия. – 2015. – № 5 (149). – С. 78–81.
  3. Спокойная Н. В. Духовно-ориентированный подход в случае терапии, так называемой «черной магии» (очень тяжелой травмы) в системе клиента / Н. В. Спокойная // Психотерапия. – 2016. – № 12 (168). – С. 39–45.
  4. Спокойная Н. В. Четырехчастная модель Дух-Интеллект-Эмоции-Тело для обнаружения скрытой травмы детства и работы с ней / Н. В. Спокойная // Психотерапия. – 2015. – № 11 (155). – С. 75–77.
  5. Spokoinyi Natalia. Wozu. Aufstellungen in Online-Modus? / Natalia Spokoinyi // Praxis der System Aufstellungen. 2016. – No 1. –S. 112–126.
  6. Rosa Harmut, Resonanz. Eine Soziologie der Weltbeziehung Berlin: Suhrkamp Verlag, 2016; ISBN  3-518-58626-2.
  7. Rosa Harmut, Beschleunigung. Die Veränderung der Zeitstrukturen in der Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2015; ISBN  3-518-29360-5.

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook

комментарии