Симптомные расстановки

Симптомная расстановка — что это такое?

«Когда игнорируются потребности души, тело начинает кричать”, — пишет известный терапевт и кардиолог, доктор медицины Илзе Кучера в своей книге (совместно с  К. Шеффлер) — “Что же со мной такое”. По данным Всемирной Организации Здравоохранения около 40%  пациентов относятся к группе психосоматических больных. «Psychosomatic» в переводе с греческого — «psycho» (душа) и «soma, somatos» (тело).  Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере психические процессы больного, нежели непосредственно какие-либо физиологические причины. “Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая”. (Википедия)

Один из методов исцеления или облегчения симптоматики заключается в том, чтобы человек осознал чувства и эмоции, которые стоят за симптомом, и пережил их заново. Но каждый психотерапевт знает, как трудно добраться до этих вытесненных чувств. На это зачастую уходят месяцы, а то и годы терапии. Более того, с чувствами, перенятыми от другого человека в семье (системные чувства) часто безрезультатно работать традиционными методами — они будут возвращаться вновь и вновь. Поскольку, находясь в системных чувствах, человек искренне не понимает их природы. Симптомная расстановка как раз и работает с системными чувствами.

Как и многие системные терапевты, мы исходим из того, что существует Знающее (осознающее) или Морфогенетическое поле, впервые описанное биологом Р. Шелдрейком. За этим стоит предположение, что всё происходящее в нашей Вселенной оставляет след. В расстановке заместители делают этот след видимым, ощутимым.

Многие заболевания носят системный характер — их причина лежит в родовой системе клиента. Симптом либо от чего-то защищает, либо на что-то указывает. Часто симптом может указывать на исключенного члена системы, о котором в роду забыли (часто это абортированные дети) или не хотят помнить в силу связанных с ним тяжёлых обстоятельств или переживаний.

Например, исходя из расстановочного опыта, эпилепсия обычно является результатом подавленной ярости или агрессии, желания убить. Эти агрессивные импульсы обычно указывают на то,  что в семейной системе в прошлом был факт насилия или убийства. Клиент идентифицируется с исключенным из системы преступником и берет на себя его энергию. Болезнь является результатом сдерживания агрессивных импульсов. В случае шизофрении больной зачастую идентифицируется как с жертвой, так и с преступником, что приводит к раздвоению личности (типичный симптом шизофрении). Но чётких правил здесь нет. В каждом конкретном случае может быть своя динамика. Решение всегда находится на том уровне системы, на котором симптом возник,  то есть когда он был событием, человеком или переживанием.

Поэтому Метод семейной расстановки позволяет существенно ускорить процесс работы с психосоматикой. Он особенно эффективен в работе с наследственными и хроническими заболеваниями, плохо поддающимися лечению средствами современной медицины. Клиент за короткое время может увидеть суть проблемы и решить, что делать дальше, каким путём идти. В этом ему метод системных расстановок предоставляет свободу выбора.

Вариант первый — “идти в жизнь”. Цена — работать (часто очень упорно) над изменениями, позволяющими получить хороший ресурс для восстановления своей целостности, поскольку в конечном итоге речь об этом. Второй вариант — “идти в смерть”, причём из любви, в данном случае слепой. Это означает остаться в прежнем состоянии из лояльности, часто очень сильной, к представителям своей системы. И мы, как расстановщики, должны уважать клиента в этом выборе. Позиция нашей команды в этом вопросе однозначная. Как врачи дают клятву Гиппократа, так расстановщики должны сделать то, что зависит от них для того, чтобы клиент выбрал жизнь. Грань в выборе между “жизнью и смертью” очень тонкая. И от квалификации и, главное, от внутренней позиции расстановщика, от его способности “держать руку на пульсе жизни” зависит многое. В этом контексте чрезвычайно важна работа, предусматривающая духовный и личностный рост будущих расстановщиков. Много внимания в процессе обучения уделяется вопросам целостности личности и её восстановлению после различных травм.

Поэтому курс ориентируется не столько на теорию, сколько на практическую и экспериментальную работу с участниками, позволяющую наработать необходимые навыки. Кроме того, мы считаем важным привлекать своих студентов к исследовательской и научной работе в данной области.

Рекомендуемая литература

Статья

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook

комментарии