Анализ расстановки выбора. Тетралемма. Видео 3.

Ирина Корнилова, Московская область 8 поток.

Ссылка на мастер-класс:

https://iis-berlin.ru/video/kongressy-konferentsii/konferentsiya-bajkal-avgust-2017/ 

Тетралеммные расстановки – это разновидность структурных расстановок. Они были разработаны  Matthias Varga von Kibéd и  Insa Sparrer (Маттиас Варга фон Кибедом и Инза Шпаррер). Ими была адаптирована схема из индийской логики для использования в области системного коучинга, консультирования и терапии, и формирования системной структуры.

Часто перед человеком стоит вопрос, что выбрать вариант А или Б. Мысленно, положив варианты на весы, мы видим, что оба решения играют важную роль в жизни Клиента и сложно логически сделать выбор. Здесь на помощь приходят расстановщики. Собрав заместителей в одно Поле, мы можем увидеть, как чувствуют себя каждый в той или иной роли. 

Стандартный набор фигур в формате тетралемма состоит из 5 частей:

  1. «Одно» — вариант А
  2. «Другое» — вариант Б
  3. «И то, и другое»
  4. «Ни то, ни другое»
  5. «Ничего из 1-4,что-то еще»- 5-й элемент

 Наталья Спокойная (далее Н.С.) добавила дополнительные фигуры по своей BEMS Модели (Тело-Эмоции-Интеллект-Дух) и картина стала еще более ясной.

Запрос девушки Натальи состоял в том, чтобы выбрать: остаться ей работать психологом или уйти на повышение на руководящую должность в школе.  

Сначала выбрали 5 заместителей: Тело, Эмоции, Интеллект, Дух, и Фокус Клиента да этого запроса. Клиент выбирает направление в комнате на Высшие Ценности. Фигуры встали в Поле в разные места. Дальше выбрали заместителей:

  1. Вариант A – Работать Психологом
  2. Вариант B – Директором. 

Фокус клиента отмечает, что не может никуда сдвинуться, будто маленький кружочек вокруг нее. Тело и Интеллект  подошли  ближе к Фокусу Клиента. Н.С. картина непонятна, отмечает, что порядка нет. Чтобы сдвинуться с места и понять, есть ли препятствие между двумя вариантами, предлагает ввести дополнительную фигуру Хорошего Решения для Клиентки Натальи. 

На Поле начинаются движения: Тело, Эмоции, Интеллект обняли Фокус Клиента, ему стало легче сдвинуться с места. Теперь она легко может передвигаться и шагать. Это был первый этап упражнения, где необходимо было предпринять действия к тому, чтобы Фокус Клиента мог перемещаться по Полю.

Дальше Н.С. вводит еще три фигуры:

  1. Вариант C – И Психолог и Директор,
  2. Вариант D – Ни то ни другое.
  3. Вариант E – свободный 5-й элемент – и ни это, и ни это, а что-то еще!

В этом и есть ключевое отличие тетралеммы от других техник по принятию решений. Тут же к Клиенту приходит осознание о том, что иным вариантом, который здесь еще не озвучивался, для нее могла бы быть встреча c богатым мужчиной, рядом с которым ей не пришлось бы работать, и она занималась бы своими хобби. Ее предположения подтвердили все части и Фокус Клиента. 

Н.С. пошла дальше и ввела заместителя потенциального мужчины для Натальи, который выразил скуку и отсутствие интереса. 

Пришлось вводить дополнительную фигуру Интереса для данного мужчины, чтобы прояснить ситуацию. Заместитель Интереса, игриво зашевелился среди других участников. Виляя бедрами показывала, что хочется танцевать и веселиться. Заместитель Мужчины радостно и охотно подошел к ней и взял за руку. Присутствующие сделали вывод, что для Клиента важно, чтобы ее работа была проявлена по-женски: игриво, легко и радостно. Вариант с Директором Центра отдалял ее от потенциального замужества, а работа Психологом занимало бОльшую часть ее свободного времени, где на себя времени практически не оставалось. Фигура Интереса подсказала, что нужно найти занятие, связанное с парными танцами, где присутствуют мужчины, и ввести в свою жизнь  активные движения телом. 

Данная работа показала Клиенту, что необходимо успокоиться, перестать держать фокус только на профессиональном развитии. Обратить внимание на свое тело, которое подскажет ей, что важно сейчас. Найти занятия, от которых появляется блеск в глазах. Попробовать совместить все варианты в профессии, однако на первый план ставить свои интересы как женщины.

Дальше Н.С приводит пример: две девочки Маша и Катя хотят поделить апельсин. 

Вариант А: Маше

Вариант Б: Кате

3-й вариант: ни Маше, ни Кате – брату отдать

4-й вариант: и то и другое – пополам поделить

5-й элемент – это что-то еще. В зале подсказывают: сделать варенье, выкинуть и тп. 

Н.С. поясняет: Мы должны выйти на другой уровень. Например, мы можем спросить Катю: зачем тебе апельсин? 

  • Хочу сок. 
  • А Маша — хочу пирог из шкурки. 

В любом конфликте важно не просто найти компромисс, а следует  выйти на другой уровень. Понять зачем твои мотивы и мои мотивы. Тогда легче договорится и принять решение. Выйти в другое измерение и посмотреть на ситуацию со стороны на себя. Это и помогает нам сделать 5-й элемент в технике “Тетралемма”. 

Комментарии Facebook