Духовно-ориентированная системная расстановка: духовная психотерапия или терапия духа. Библия и Евангелие в свете расстановочной работы

Спокойная Наталья (n.spokoinyi@gmail.com)дир-р IIS-Berlin, Интернационального Института Системных Расстановок; преп-ль междунар. уровня ППЛ, психотерапевт WCP и EAP, мастер-тренер Мировой Ассоциации Бизнес-Расстановщиков INFOSYON, Немецкого Об-ва Системных Расстановщиков (DGfS); системный секс. терапевт; теолог, ученица о. А. Меня и о. Г. Чистякова, участник Экуменических Конгрессов (монастырь Бозе) всех православных, католической и англиканской церквей, Германия, Берлин.

Суркова Светлана (surkova_sv@mail.ru) – бизнес-аналитик, системный коуч, консультант, директор московского филиала IIS-Berlin.

В статье исследуются вопросы, что такое системная расстановка, что такое духовно-ориентированная системная расстановка и почему в ней мы на самом деле осуществляем терапию духа. Даётся понятие о BEMS-Model как о методе, позволяющем осуществлять терапию тяжёлой травмы инструментами духа. Показывается, что библейские и евангельские заповеди с точки зрения современного понимания Библии соотносятся с базовыми порядками, «порядками Любви», действующими в семейных системах. Приводятся примеры заповедей «Чти отца и мать», «За всё благодарите», «Где двое или трое…» и других с ракурса расстановочной работы. Показывается, почему и как системная расстановка приводит к целостности личности, миру и гармонии клиента.

Ключевые слова: духовно-ориентированная системная расстановка, христианская психология, BEMS-Model, Порядки Любви, знающее поле, замещающее восприятие

Системная расстановка – психотерапия? Духовная практика?

Мы часто задаём себе вопросы: «Что такое системная расстановка? Психотерапия?» То есть мы лечим душу? Только ли душу?

Духовная практика? То есть действия с целью приобретения духовного опыта? Заметим, что к духовным практикам относится медитация, молитва, участие в ритуалах, приём энтеогенов и т.д. Мы считаем, что духовный опыт в качественной расстановке мы так или иначе приобретаем. Но только ли духовный опыт? И какой опыт конкретно?

Архимандрит Василий (Гролемунд), Сербская Православная Церковь, в прошлом более 20 лет схимник на Афоне, настоятель скита в Германии, на экуменической конференции православных, католической и англиканской церквей в монастыре Бозе (Италия) благословил меня (Н.С.) на расстановочную работу словами: «Свидетельствуйте миру об этом величайшем чуде Божьем, которое сейчас пришло в мир». Так с чем же мы имеем дело в расстановке?

Мне (Н.С.) посчастливилось побывать на 1-м модуле курса по обучению системным расстановкам у Хантера Бомона, где он размышлял, что является главным в расстановке. По его мнению, системная расстановка не столько призвана находить решение проблемы, сколько бросить взгляд на неё саму и посмотреть, что за ней стоит.

Мы в IIS-Berlin считаем, что системная расстановка – это луч света, направленный на подсознание клиента и помогающий ему понять, зачем ему дана эта проблема или симптом и на кого и что надо посмотреть, чтобы получить необходимый ресурс и выполнить свои задачи в этой жизни [1].

Духовно-ориентированная расстановка как терапия духа

 Часто человек приходит с проблемами здоровья, отношений или другими житейскими вопросами. Но в расстановке, как правило, мы затрагиваем экзистенциальные пласты. В наших расстановках (в IIS-Berlin) мы ориентируемся напрямую на ценности клиента. И поэтому работа с бытового выходит на духовный уровень.

Как мы это делаем?

Любую проблему клиента можно рассматривать как последствие травмы. Травма расщепляет. Задача – восстановить целостность. Заметим, что важно рассматривать целостность на всех уровнях. Поэтому мы работаем с 4-х частной моделью Тело-Эмоции-Интеллект-Дух или BEMS-Model [1, 2, 3, 4, 5]. Подробно про метод здесь https://iis-berlin.ru/stati-prezentatsii/stati/bems-trauma/. Формат Системной расстановки позволяет посмотреть на эти внутренние части личности клиента, в том числе на Дух. Заметим, что мы вводим фигуры внутренних частей не абстрактно, а в фокусе запроса клиента. Перед началом важно сориентировать пространство и указать направление на волю Высшего начала для клиента: Бога, Источника, Судьбы и т.д. Можно просто указать направление “в Жизнь”. Потому что из большого опыта – если в расстановку ввести фигуру Жизни – она встанет ровно по направлению Высшего. Мы вводим фигуру Духа и смотрим, куда он направлен. Часто он смотрит ровно в противоположную сторону от Воли Высшего или Жизни. То есть в Смерть.

Таким образом, сразу после введения в расстановку фигуры Духа становится видно, о чём на самом деле речь в запросе и с чем конкретно следует работать. Далее проводится системная расстановка в нужном формате. Можно использовать другие виды психотерапии. Такой вид работы мы называем духовно-ориентированной расстановкой [2, 4]. И в свете сказанного подобную духовно-ориентированную расстановку можно считать терапией духа. На самом деле мы думаем, что любая качественная расстановка тоже является терапией духа. Потому что ориентация “в жизнь” на самом деле уже предполагает работу на духовном уровне.

Ориентация на духовные ценности клиента или на Дух позволил нам успешно работать расстановкой даже с очень тяжёлой травмой: с некоторыми формами шизофрении, красной волчанкой, туберкулёзом, гепатитом С и другими системными заболеваниями, раком, бесплодием, многочисленными случаями инцестов и травм сексуального насилия и многими другими тяжёлыми динамиками. Результаты действительно впечатляют. Отзывы клиентов можно посмотреть по ссылке https://iis-berlin.ru/feedback/ на сайте института IIS-Berlin, которым я (Н.С.) руковожу. И клиент получает впечатляющие результаты [1, 3, 5].

Ориентация на духовное измерение в системной расстановке помогает клиенту не избавиться от тяжёлого, что на самом деле невозможно по закону сохранения энергии, а трансформировать это тяжёлое в ресурс. Из моего опыта (Н.С.): чем больше травма, тем больший ресурс можно получить. Образно выражаясь, мы яму превращаем в гору. Причём глубина ямы равняется высоте горы. И именно в расстановке человек начинает понимать, более того – прочувственно понимать, почему “За всё благодарите” [6].

 Системная расстановка как новейшие информационные технологии

В расстановке мы получаем уникальную информацию о клиенте и его системе. Объясняя этот феномен, мы используем различные термины: «Знающее поле», «Поле расстановки», «Замещающее восприятие» и т.д. Но на самом деле этим мы вряд ли что объясняем. Я бы (Н.С.) сказала, что это суперновые информационные технологии. Мы как бы извлекаем информацию о системе из подсознания клиента. То есть заместителям и ведущему, а часто и клиенту, каким-то чудесным образом приходит нужная информация: совершенно незнакомые клиенту люди получают точную информацию о нём и его системе, что подтверждается многочисленными фактами. Из своего достаточно большого опыта (около 10000 расстановок, из них примерно половина проведена в онлайн группе) [1, 7] могу сказать, что подобные чудеса могут прийти только от Высшего, от Источника. Я, как человек верующий, считаю, что информация в расстановке приходит от Духа Святого. Но каждый может назвать этот Источник в соответствии со своими убеждениями – Источником, Высшим, Судьбой и т. д.

Подобные информационные технологии открыты сейчас и в других науках, например, в лингвистико-волновой генетике. Мир разумен. И нам даются новые инструменты для его исследования и использования на благо человечества.

«Порядки Любви» в расстановке и библейские и евангельские заповеди: параллели

Как теолог и системный расстановщик я (Н.С.) хочу отметить, что вижу явные параллели расстановочных законов и принципов с библейскими и евангельскими заповедями [6].

Что мы делаем в системной расстановке? Приводим систему в порядок. В какой порядок? Все знают о трёх Порядках любви. Но откуда они пришли? Это выдумка Берта Хеллингера? Нет, скорее открытие. И оно неслучайно.

На примере библейских и евангельских Заповедей мы покажем, что эти Порядки в точности соответствуют Заповедям. А Заповеди есть практически у всех народов. Поэтому можно назвать эти Порядки Законами мирозданья. Собственно поэтому они и работают. Если система или часть системы клиента приводится в порядок, она входит в резонанс со вселенной. А человек находит правильное место в ней и становится здоровым и счастливым. Здоровым не всегда в физическом смысле, но всегда в духовном и эмоциональном.

Попробуем на примере библейских и евангельских заповедей провести аналогию с Порядками любви и методами работы в системной расстановке.

Для наглядности представим сравнение системных расстановок и христианской психологии, отражающей Заповеди, в виде таблицы.

РАССТАНОВКИ ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«ПОРЯДОК, — это первоначальный принцип, на котором все построено. ПОРЯДОК сильнее ЛЮБВИ» (Б. Хеллингер) Господь сотворил мир и установил в нём правильный порядок, закон. Из хаоса космос. Закон дан в Заповедях.
М. Франке-Грикш: «ПОРЯДОК – это сосуд. ЛЮБОВЬ – это вода. Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ утечёт». Если человек этот порядок (другими словами, заповеди) соблюдает, любовь Бога течёт к нему и через него дальше, к его детям и внукам… Любовь как река. Если Заповеди нарушаются (грех как непопадание в цель), любовь течёт вспять, искажается вплоть до превращения в ненависть или истощается
(теплохладность).
Порядки любви Заповеди Божьи
1. Право принадлежать, право на место. Каждый, кто относится к системе, имеет право на принадлежность. Никого нельзя исключать. В каждом человеке образ Божий. Бог любит всех. «Не убивай» в Евангельском контексте означает в том числе «не исключай».

«А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, будет подлежать суду…»
(Мф 5:22)
«Но говорю вам, слушающим Меня: любите врагов своих, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас» (Лк 6: 27-28).

2. Внутри семейной системы высший ранг имеют старшие (те, кто пришли в систему раньше). «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…» (5-я заповедь, Исход 20:12).
Если человек нарушает порядок Божий (по Библии первыми были Ева и Адам), то он встаёт на чьё-то место выше по иерархии. И как река не течёт снизу-вверх, так и движение любви прерывается и идёт вспять; вместо получения ресурса от рода человек попадает в травму. «…ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…» (Исход 20:5).
Порядок – подарок Бога миру и людям. Если человек этот порядок (другими словами, заповеди) соблюдает, то любовь Бога течёт к нему и через него, дальше к детям и внукам… «и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:6).
3. В любых отношениях должен быть баланс «давать-брать». «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12:48).
Духовность как ответственность.
Исключение – родители только дают, дети только берут (главное – жизнь) и передают своим детям.

Когда человек только отдаёт, то становится «мамой-папой» и встаёт выше других.

 

Даром получили, даром давайте.

 

Но когда только отдаём и не принимаем, часто попадаем в ловушку гордыни.

Интересно рассмотреть Заповедь «Чти отца и мать» с ракурса расстановщика. Из системных законов и изложенных выше Заповедей следуют простые правила:

  • Не осуждай.
  • Не требуй от родителей того, чего они не могут дать.
  • Не спасай.
  • За все благодари.

Мы дети своих родителей, своего рода, от которого по наследству получаем не только таланты, но и травмы. Именно на них предлагает посмотреть расстановка. Она направляет свет в глубины подсознания. И в этом свете человек видит, что правда Божия состоит в том, что его предки прожили именно так, как для него правильно. И эта правда освобождает. Потому что, принимая с любовью и уважением их и свою судьбу, он ощущает своё призвание и внутреннюю силу, а потому ценность жизни. Вместо тяжёлого приходит ресурс.

Всё в жизни от Высшего, от Бога. Но это не значит, что Господь – источник зла. Человеку дана свобода воли. Право и на ошибки, и на сознательный бунт. Последствия принимаемых решений и действий (5-я Заповедь) несут следующие поколения. Расстановочная работа также оставляет человеку свободу выбора – идти в жизнь или идти в смерть. Но если клиент выбирает жизнь, то происходит величайшее чудо расстановки – зло с помощью свыше растворяется в любви и трансформируется в добро.

Интересно, что расстановки – групповая работа. Даже в индивидуальной расстановке мы имеем группу из двух человек – клиент и расстановщик. А самому себе настоящую расстановку сделать нельзя. Важно ещё чьё-то присутствие, взгляд извне системы клиента. И как тут не вспомнить евангельское: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18:20).

Резюме

Системная расстановка — способ осознать Заповедь «За всё благодарите». Расстановочная работа – не психотерапия, даже не духовная практика. Это путь, действительно встав на который, человек постепенно понимает: если с благодарностью, как дар Божий, принять всё, в том числе тяжёлое, он сможет вырасти и осознать своё предназначение, принять себя, окружающих, Бога. Другими словами, это путь смирения (не путать с покорностью) перед Богом и судьбой… И поэтому это настоящая терапия духа.

Участвуя в системных расстановках, человек всё глубже проникает в святая святых – гениальный замысел Творца своей жизни. Трудные и счастливые моменты складываются в единую осмысленную картину, а жизнь становится полнее, гармоничнее и богаче во всех отношениях.

Литература

  1. Спокойная Н. В Краткосрочная интегральная терапия травмы человека, семьи, организации, группы, общества / Н.В. Спокойная. – Воронеж: ВГУ,2016. – С. 110.
  2. Спокойная Н. В. Духовно-ориентированный подход и Духовно-ориентированная системная расстановка в интегральной психотерапии тяжёлой травмы / Н. В. Спокойная // Психотерапия. –2016. – № 7 (163). – С. 56–77.
  3. Спокойная Н. В. Четырёхчастная модель Дух-Интеллект-Эмоции-Тело для обнаружения скрытой травмы детства и работы с ней / Н. В. Спокойная // Психотерапия. – 2015. – № 11 (155). – С. 75–77.
  4. Спокойная Н. В. Духовно-ориентированный подход к психотерапии и системным расстановкам. Новые перспективы и возможности / Н. В. Спокойная, Т. И. Симонова // Психотерапия. – 2016. –№ 6 (162). – С. 85–88.
  5. Спокойная Н. В. Духовно-ориентированный подход в случае терапии, так называемой «чёрной магии» (очень тяжёлой травмы) в системе клиента / Н. В. Спокойная // Психотерапия. – 2016. – № 12 (168). – С. 39–45.
  6. Спокойная Н. В. Расстановочная работа в свете христианской психотерапии / Н. В. Спокойная // Психотерапия. – 2014. –№ 11 (143), вып. 3. – С. 88–89.

Спокойная Н.В. Системные расстановки в онлайн-формате / Н. В. Спокойная, Т. И. Симонова // Психотерапия. – 2015. – № 9 (153). – С. 60–66.

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook