Беспокойная жизнь семейства Спокойных. Нетипичный пример успешной интеграции

Статья в газете ЕВРОПА-ЭКСПРЕСС №29 (645) за 12.07 – 18.07.2010. Посмотреть оригинал статьи.

33-летний Владимир Спокойный приехал в Германию вместе со своей семьей (тогда у них было трое детей) в 1993 г. Кандидат наук был принят на работу научным сотрудником Берлинского математического института Немецкий язык выучил самостоятельно. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию. Теперь он — руководитель группы в математическом институте, профессор факультета математики и естественных наук Университета им. Гумбольдта, всемирно известный специалист в области математической статистики. В последнее время также успешно работает в области применения математических методов в экономической науке, является профессором экономического факультета и, по данным газеты Handelsblatt, занимает одну из первых строчек в рейтинге ученых-экономистов немецкоязычных стран. За годы жизни в Германии в семье Спокойных родилось еще трое детей. Живут они в большом собственном доме на востоке Берлина. Трое старших детей — студенты, трое младших — школьники.

Несмотря на кажущуюся вполне благополучной внешнюю канву жизни, интеграция в этой семье шла вовсе не гладко. Друзей среди местных немцев у детей поначалу было мало. Приходилось даже сталкиваться с насилием со стороны сверстников. Один из старших прошел через увлечение марихуаной. Младший сын получил колоссальный стресс в детском саду из-за своей обостренной чувствительности. Тем не менее, все дети в семье творческие, много учатся. Умственное и нравственное развитие — культ в этой семье. Музыка, литература, спорт, иностранные языки: на повестке дня юных Спокойных. Сын Даниил, имевший в детстве дефицит внимания и другие психологические проблемы, успешно окончил гимназию, в рамках альтернативной гражданской службы год отработал в Ливерпуле с тяжелыми инвалидами и, получив отличную рекомендацию, поступил в Университет Глазго на факультет психологии. Старшая дочь Ирина в 2007 г. с командой своей гимназии заняла сначала первое место в общегерманском конкурсе Odissey of the mind (своеобразная смесь КВН и конкурса физиков-изобретателей), а потом — впервые в истории Европы их команда вошла в тройку призеров на мировом чемпионате в США.

Что же помогает Спокойным обрести себя и удачно интегрироваться в новой стране? Один из секретов мы уже называли — стремление к знаниям. Но, вероятно, главное — особый духовный настрой, отношение к себе, окружению, жизни с религиозных позиций. Еще в России евреи Спокойные приняли православие. Их духовными наставниками были протоиерей отец Александр Мень, отец Георгий Чистяков, Вл. Лапшин. В Берлине Спокойные — прихожане православного собора РПЦ. И не просто прихожане, а люди, ведущие активную благотворительную деятельность.

Мама многочисленного семейства Наталья Спокойная, вопреки своей фамилии, человек деятельный. Она организовала группу «Милосердие», помогающую детским домам, одиноким матерям с больными детьми, заключенным на территории бывшего СССР. Наталья и ее старшие дети создали при церкви молодежный клуб для тех, кто сталкивается с проблемами в школе и испытывает дефицит общения. Наталья, первая специальность которой прикладная математика, имеет также теологическое образование. В последнее время активно занимается проблемами психотерапии, получила диплом семейного и социального психолога, работает на общественных началах в качестве психолога-расстановщика в Москве и в Берлине (семейная расстановка — современный метод психотерапии, основанный на том, что на глубинном бессознательном уровне мы связаны в единое целое с нашими близкими и теми, кто жил до нас. — Ю. Ж).

— У меня было много проблем с детьми, особенно с Мишей, — рассказывает она — После двух месяцев в детском саду ребенок перестал спать, плохо шел на контакт. Где я только не была: и у психологов, и у психотерапевтов, и у социальных педагогов… Пришлось самой читать книги, изучать психологию. Попав на первую расстановку в Москве, поняла, что наконец-то нашла свое дело в жизни. Отдала всё, что у меня было: время, силы, деньги. Все мои знания и умения в разных областях, включая математику, здесь пригодились. Получила гору сертификатов, стала членом Европейской психотерапевтической лиги. Но всё время продолжаю учиться. Расстановки помогают людям решить проблемы, мешающие им быть счастливыми и радоваться жизни: тяжелые отношения между родителями и детьми, запутанные отношения между супругами, алкоголизм, наркомания, депрессия, аутизм, тяжелые болезни, самоубийства, бесплодие и т. д. И никак не могу привыкнуть к чудесам, происходящим и со мной, и в моей семье, и у приходящих ко мне людей. После первой расстановки вернулась домой, и сын Миша, всегда слабо шедший на контакт, бросился мне на шею. Сейчас у младшей дочери Маши, родившейся без щитовидной железы (врачи утверждали, что это навсегда), она выросла наполовину. У меня восстановилась функция вестибулярного аппарата, отказавшего четыре года назад. Но еще важнее, что изменились отношения с близкими, стали более теплыми, доверительными. С людьми, которым я помогаю, тоже происходят удивительные вещи, но об этом лучше читать их отзывы на моем сайте (www.constellations-berlin.com), а то не поверите. Для меня это жизнь. Когда помогаешь людям, это такая радость…

На вопрос о том, почему буксует интеграция русскоязычного населения в Германии, Наталья отвечает:

— Людям тяжело дается эми­грантская жизнь. Много стресса, разочарований. В первую очередь это бьет по семье, по детям. О каких культурных связях может идти речь, если распадается семья, а ребенок теряет контакт с родителями и уходит в плохую компанию или его постоянно обижают в школе? Я полагаю, что интегрироваться надо семьями, для чего сначала нужно помочь укрепить семью. И еще… Интегрировать можно только то, что существует. Поэтому входить в немецкую культуру можно, только хорошо зная свою. А мы часто и свою культуру теряем, и немецкую не принимаем. А в результате — пустота, особенно у детей, которые теряют родной язык родителей и, как следствие, связь с их культурой и с ними самими. Поэтому я учу своих детей с малых лег русскому языку, а с 4-5-го класса они занимаются с преподавателем русской и мировой историей и литературой. Как результат — старшие дети чувствуют себя дома и в России, и в Германии, а старшая дочь Ирина совместно с груп­пой берлинских и московских школьников участвовала как сценарист и режиссер в создании юмористического фильма о различиях в укладе жизни немецких и русских семей. Иметь две родины — ведь это здорово! Жалко, что многие одну потеряли, а другую еще не приобрели. Но я надеюсь на лучшее и буду делать то, что в моих силах, для этих людей.

Комментарии Facebook

комментарии