Этические нормы для системного расстановщика

1. Безопасность

Расстановщик в любом случае должен обеспечить безопасность процесса для клиента, группы и себя.

Это в частности означает

1.1 после расстановки клиент, любой член группы и сам расстановщик будет в состоянии вернуться к нормальной жизни в семье и профессиональной сфере (возможно будет сложный период адаптации, но это будет посильно для него).

1.2. По желанию клиента расстановщик должен обеспечить и гарантировать конфиденциальность полученной в расстановке информации о системе клиента; обнародование любых фактов только с однозначного, чёткого разрешения клиента (в случаях видеозаписи и т.д. письменного).

1.3 Клиент должен быть уверен, что его не бросят после расстановки, если он того хочет. Для этого расстановщик должен определить регламент сопровождения после расстановки: кто будет сопровождать (сам расстановщик, его ассистент или ученик), как часто и на сколько времени нужно выходить на связь. Это особенно актуально при работе с травмой, в случае тяжёлых динамик и т.д.

Клиенту должна быть предоставлена возможность обратиться к терапевту с вопросами или просьбой о сопровождении после расстановки в течение определённого периода времени, например, о помощи или обратной связи при выполнении домашних заданий. Это особенно актуально при работе с травмой, в случае тяжёлых динамик и т.д. Формат сопровождения рекомендуется обговорить до начала расстановочной работы. При отсутствии такой договорённости расстановщик не должен игнорировать подобные просьбы клиента.

2. Сферы ответственности расстановщика и клиента

2.1 Всегда держать в фокусе и регулярно напоминать клиенту о зонах ответственности: клиент отвечает за результат, а расстановщик за процесс. Расстановщик должен внимательно следить за соблюдением этого разделения в процессе работы. При необходимости напоминать об этом себе и клиенту фразами типа: “Я не вершитель Вашей судьбы, я только помощник, который может выйти за пределы Вашей системы и увидеть истинные причины Вашей проблемы и расшифровать их для Вас”.

2.2 Расстановщик не должен обесценивать предыдущий терапевтический опыт клиента, особенно если он происходил с другим терапевтом или в другом направлении; скорее найти в нём рациональное зерно, которое можно использовать для работы с актуальным запросом.

3. Границы

Расстановщик должен чётко следить за соблюдением границ как своих, так и клиента. Это означает:

3.1. Не позволять себе оценочных суждений о личности клиента или его системе.

3.2. Исключать директивную позицию, шантаж, не давать клиенту никаких рекомендаций (включая запреты), не входящих в зону своей ответственности за процесс. Ни в коем случае не отменять назначений лечащего врача и других специалистов.

3.3. Чётко различать и доносить до клиента разницу между реальными фактами и динамиками, полученными в результате расстановочной работы.

3.4. Не работать на тех уровнях системы, где клиент не полномочен принимать решений или где у него нет поручения для работы с данным уровнем системы (например, не работать на уровне отдела, если клиент не является его руководителем; не работать с системой партнера, особенно если от него нет соответствующего поручения и т.д.).

3.5. Не работать с запросами, целью которых является попытка узнать будущее или прошлое (недоступное в данный момент для клиента), переделать других или окружающий мир, а также из любопытства. Целью любой работы должно быть желание клиента пойти в жизнь. В остальных случаях клиенту этично с уважением к нему и его системе отказывать в работе.

3.6. Очень бережно и осторожно, с уважением обходиться с семейными тайнами. Расстановщик должен открывать и показывать клиенту те тайны системы, без раскрытия которых он не может пойти в жизнь (при условии наличия соответствующего поручения). Но при этом тайна должна быть раскрыта ровно настолько, насколько это действительно необходимо в данном конкретном запросе. Здесь грань очень тонкая, многое зависит от компетентности и искусства расстановщика. Особенно важно здесь. п. 4.

4. Презентность

Расстановщик должен быть в контакте с собой, со своим сердцем, а также с клиентом и группой. (Другими словами, расстановочная работа возможна только в состоянии презентности).

 

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook