Заповеди Божии, как порядки в расстановочной работе.

Взгляд теолога на расстановочную работу

Эта статья появилась из моего опыта преподавания Заповедей Божьих в христианских школах, в том числе для детей. Сразу после знакомства с расстановками я поняла, что этот метод прекрасно иллюстрирует, в какой степени человек в своей жизни следует этим самым заповедям, закону Божьему, действующему в мире.

Хантер Бомон, объясняя на мастер-курсе что такое расстановки, сказал, что главное в этой работе — не решение. Расстановка прежде всего — луч света, направленный на клиента и его проблему (мы называем всё это вместе — “фокус клиента”). При этом высвечивается функция и место проблемы (или симптома) в жизни человека и его семейной системе.

На кого и на что указывает проблема или симптом? О чём здесь на самом деле речь?

И, посмотрев на это, клиент решает, будет ли он что-то менять или лучше останется в привычном, хорошо знакомом старом.

Расстановка, с нашей точки зрения, выводит клиента в другое измерение, где он может (если захочет) ясно видеть своё место в семейной системе, взаимодействие с другими ей членами, а также соблюдены ли правильная иерархия и баланс в этом взаимодействии. И именно это, с нашей точки зрения, и означает своего рода “тест” на исполнение заповедей. В этой статье мы постараемся это проиллюстрировать.

Все заповеди существовали ещё до сотворения мира. С появлением человека, они постепенно входят в его сердце независимо от национальности и религиозной принадлежности. Это подтверждается тем фактом, что большинство заповедей — общечеловеческие и есть у большинства народов и во всех мировых религиях.

Начнём, разумеется, с Первой заповеди.

“Я Господь, Бог твой…”

Первая заповедь — главная в законе, фундамент всего. Остальные освещаются и осмысляются в свете Первой. И нарушение любой из них является нарушением Первой заповеди.

Кратко о содержании заповеди, чтобы это было понятно человеку ХХI века. Здесь я (Н. С.) опираюсь на свои работы в области теологии, в основу которых положены труды отца Александра Меня, отца Георгия Чистякова и Ильи Яковлевича Грица, которым выражаю свою безмерную благодарность (о. Александру и о. Георгию посмертно).

В первой заповеди Я — “Аз” (“Аз есмь”) относится только к Богу. Как пример, Иисус при аресте в Гефсиманском саду сказал эти “Аз есмь”, и стража и толпа отступили и, испугавшись, попадали на землю. В этих словах заключена огромная сила. И это “Я твой” — признание в любви. Бог дарует себя людям. Высший и Сильнейший дарует себя зависимому от Него человеку.

Бог своё дело сделал. Теперь очередь человека. Как он ответит на любовь Божью? Куда направит человек этот мощный входящий поток? Как им распорядится? Господь сотворил мир и установил в нём правильный порядок. Это подарок миру и человеку. Если человек этот порядок (другими словами, заповеди) соблюдает, то любовь Бога течёт к человеку и через человека, дальше к его детям и внукам… Что же нарушает этот порядок и, соответственно, течение любви?

Любовь — это как река. Она течёт сверху вниз. Если человек по какой-то причине нарушает порядок Божий (по Библии первыми были Ева и Адам), то он встаёт на чьё-то место выше по иерархии. И так как снизу-вверх вода просто так не течёт, если поток достаточно сильный, а препятствие небольшое, вода перельётся и потечёт дальше. Так происходит в случаях небольших травм. В расстановочной терминологии это называется “Включением” (см. рис. 1).

Если перепад высоты достаточно существенный, свободной остаётся только часть русла, и основной поток устремляется туда с большей скоростью и силой. А преграда остаётся возвышаться в одиночестве (и сухости) над основным течением. В расстановочной работе это называется “Переплетением” (см. рис. 2).

Если же преграда сплошная, то образуется плотина, которая в какой-то момент может прорваться и восстановить порядок; но при этом вода смывает всё на своём пути (может прорваться и восстановить порядок, смыв при этом всё на своём пути). Иногда вода может потечь вспять, образуя омуты и водовороты (пружина!) или разливаясь широко и заливая всё вокруг (наводнение). Это в расстановочной работе называется “Идентификацией” (см. рис. 3).

“…который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…”

То есть, Господь освобождает свой народ, человека, меня от власти греха и смерти. Грех — непопадание в цель. Грех как болезнь (в церкви часто понимают его именно так).

Человек при этом живёт не своей жизнью. Любовь становится слепой. А сила её велика. Поэтому в жизни он, как правило, занимает или позицию агрессора, или жертвы, или, иногда, спасителя (треугольник Карпмана). Часто наблюдаются психические нарушения и духовные перекосы. Это тяжёлое с генами (а может и другим путём) передаётся по наследству. Об этом мы поговорим более подробно, разбирая Вторую заповедь. Что же делать человеку, который получает в наследство “большой” груз (или, скорее, пьедестал), который перегораживает поток любви, превращая её в “слепую любовь”?

Приведём пример: у бабушки рое маленьких детей погибают в войну, и её внучка делает три аборта по непонятным ей причинам. Здесь действует модель: “Я такая же как ты” или “Я не лучше тебя”. Как же исполнить заповедь? “Я Господь, Бог твой”, т.е., я — твой Господин. Это означает, что служить человек должен только Ему. И вывод очень простой. Человек должен просто довериться и служить своему Господин, а это означает “за всё благодарите”. Всё в жизни человека в конечном счёте от Бога. Это не значит ни в коей мере, что Господь — источник зла. Человеку дана свобода воли, и он имеет право, как совершать ошибки, так и сознательно идти против Бога. Последствия этого, как мы знаем, влияют на последующие поколения.

Что делает Бог со злом? Его он растворяет в своей любви и трансформирует в добро. Вообще, добро и зло — понятия относительные. Приведу пример из моей практики. Я много (часто) работаю с инцестами. Мне многие скажут, что это однозначно зло. Но по опыту знаю, что практически все мои клиентки, в роду которых мы встречались с инцестом, просто не родились бы если бы этого инцеста не было (если в инцесте отец и дочь, то дочь, не будь инцеста, вышла бы замуж за другого, и моя клиентка бы просто не родилась). Так что для кого-то зло переходит в добро. И моя клиентка должна благодарить бога и своих пра-пра-дедушек, и бабушек за всё тяжёлое.

Бог — Господин, Он лучше знает, как правильно. Если человек Ему доверяет, то всё тяжёлое, что он встречает в своей жизни, и за которое у него хватает сил и мудрости благодарить, способствует росту. Через это тяжёлое человек растёт.

Если вернуться к нашему предыдущему образу, то человек, доверяя Богу, занимает своё правильное место в семейной системе. Через эту благодарность тяжёлому (в расстановке клиент делает ему поклон) человек становится маленьким для этого тяжёлого. И маленькую щепочку Божья любовь проводит целой и невредимой через бурные воды жизни.

Вот так примерно мы представляем себе порядки в расстановочной работе. Как путь для исполнения Первой заповеди.

“За всё благодарите”. Это не значит, что не надо сопротивляться злу и стать рабски покорным. Это значит, что, принимая всё с благодарностью, мы понимаем, что тяжёлое даётся нам для нашего роста. Задача заключается в том, чтобы понять на кого и что в связи с этим тяжёлым нужно посмотреть, о чём здесь речь. И мы опять приходим к роли расстановочной работы.

“Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.”

“Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…”

“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.”

Июль 2007, Москва-Берлин

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook