Духовно-ориентированный подход к психотерапии и системным расстановкам. Новые перспективы и возможности

Спокойная Наталья Вадимовна — директор IIS-Berlin, Интернационального Института Системных Расстановок, Берлин

Spokoinyi Natalia Vadimovna — Director of International Institute for Systemic Constellations, Berlin.

Сертифицированный психотерапевт WCP и EAP, сертифицированный тренер Немецкого Общества Системных Расстановщиков (DGfS), преподаватель международного уровня и действительный член ОППЛ, системный сексуальный терапевт, специалист по Методу Мерилин Мюррей, теолог (ученица о. Александра Меня и о. Георгия Чистякова).

Email: n.spokoinyi@gmail.com

В современном мире усиливается тенденция на дифференциацию и всё более узкую специализацию. Современный врач, например, часто лечит не человека в целом, а конкретную маленькую область его организма. Поэтому неудивительно, что в геометрической прогрессии «плодятся и размножаются» новые отрасли медицины, направления и модальности психотерапии и т.д. Эта тенденция, с одной стороны, безусловно положительная и отвечающая духу времени, поскольку мы можем более детально, точно исследовать каждую определённую область. Это можно сравнить с использованием микроскопа. Но с другой стороны, глядя всё время в микроскоп и изучая конкретную бактерию, мы теряем из вида саму болезнь и её влияние на организм человека, и что ещё хуже — самого человека в его целостности. Поэтому неудивительно, что часто у пациента в процессе такого узконаправленного лечения ситуация в одном органе улучшается, но ухудшается работа других или организма в целом. Именно поэтому многие пациенты в наше время ищут такого врача, который лечит не симптом или болезнь, а весь организм в целом. Возможно ли такое в психотерапии и системных расстановках и каким образом?

Понятно, что для этого необходим новый взгляд на психотерапию, хотя, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Но это старое требует пересмотра, преображения, приведения в соответствие с потребностями современного общества. Недаром ранее душу лечили духовными инструментами. Хотя и здесь не обходилось без крайностей. К сожалению, и в настоящее время отдельные представители духовенства, и религиозные деятели до сих пор считают, что душу можно лечить только в церкви, запрещают верующим ходить к психологам, отрицая таким образом научный подход к человеку и его личности, принятый в психотерапии. Очень часто именно среди верующих бытует мнение, что жизнь должна быть тяжёлой («Бог терпел и нам велел»), что человеческое достоинство — «прелесть и гордыня» и т.д. Это происходит из-за того, что смирение часто путают с покорностью. На самом деле христианское смирение вовсе не покорность, скорее наоборот. Поскольку это смирение не перед человеком, а перед Богом и Его Волей. «Человек — это звучит гордо» — в этой фразе мы скорее найдём истинно христианское смирение, поскольку Дух Божий есть в каждом человеке («по образу и подобию»).

Наверное, настало время интегрировать два подхода — научный и духовный. Тем более, что в науке всё новое творится на стыке. Только тогда мы сможем одинаково эффективно работать с любыми клиентами — верующими и неверующими, потому что духовность есть в каждом человеке. Нужно лишь увидеть это зерно и дать ему прорасти.

В феврале 2014 опубликован МАНИФЕСТ ПОСТМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ (7-9 февраля 2014), в котором группа всемирно известных ученых, принадлежащих к различным областям науки, причём родственным областям, таким как психология, медицина, психиатрия, нейробиология, физика и другие, — декларировала необходимость срочной переориентации на новую пост материалистическую парадигму науки, духовности и общества. Манифест опубликован на английском языке, но существует перевод на русский (см., например, в facebook https://www.facebook.com/natalia.spokoinyi). В документе в частности говорится:

«Почти абсолютное господство материализма в академическом мире существенно сузило науку и стало препятствовать научному изучению сознания и духовности» (п.5). Сразу уточним, что когда речь идёт об исследовании духовного опыта, мы говорим о таких понятиях или состояниях как человеческое достоинство, любовь, милосердие, сострадание, истинная радость и т.д.

«Исследования так называемых «пси-феноменов» показывают, что порой мы способны, не прибегая к обычным чувствам, получать значимую информацию теми способами, которые выходят за рамки привычных пространственных и временных ограничений» (п.9).

«Ученые не должны бояться исследовать духовность и духовный опыт, поскольку они представляют собой центральный аспект человеческого бытия.» (п.15).

Действительно, что бы ни делал современный человек — заботился о своём здоровье, налаживал отношения с близкими и окружающими, искал творческое вдохновение или новые возможности развития своего бизнеса, самореализации или связи с Высшим началом — по существу речь идёт о поиске смысла жизни и своего места в ней. Это наводит на мысль, что целью специалистов помогающих профессий должна стать не ещё большая дифференциация, а скорее интеграция различных методов и подходов к человеку. Если мы говорим о психотерапии и системных расстановках, такая интеграция различных форм и направлений будет наиболее эффективной, когда в неё включается духовная составляющая. Более того, именно её следует ставить во главу угла. Отсюда и название такого направления — духовно-ориентированная психотерапия и системные расстановки.

Как духовно-ориентированная психотерапия, так и духовно-ориентированные системные расстановки (на самом деле мы рассматриваем системные расстановки как одно из направлений психотерапии) ставят во главу угла:

1. Духовную составляющую человека, ориентированную на связь и взаимодействие с Высшим, что вносит смысл и осознанность в его жизнь.

Именно связь с Высшим даёт человеку ощущение своей ценности и соответственно ценности жизни, принятие себя как уникального и незаменимого. Миссия духовно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять достоинство человека, показать ту светлую часть его личности, почувствовав контакт с которой он преображается, ощущает своё предназначение и получает ресурсы для его реализации.

Духовно-ориентированная психотерапия призвана дать человеку возможность разбудить и услышать свой внутренний голос, а скорее призыв, почувствовать тот трамплин в себе, точку опоры, твёрдое основание, с которого можно, идя за этим призывом, прыгнуть выше и дальше. На психотерапевтическом языке это называется личностный рост, ведущий в конечном итоге к смене парадигмы.

2. Проведение терапии души инструментами Духа.

Мироздание зиждется на иерархии. Только высшее может сформировать низшее, а не наоборот! Дух творит себе форму. И если этот дух в человеке повреждён, естественно, будет повреждена и форма. Поэтому терапия души наиболее эффективно осуществляется инструментами Духа, что подтверждается, например, данными современной физики — более высокими духовными частотами можно оказывать положительное воздействие на более низкие интеллектуальные, эмоциональные и материальные. Об этом феномене также говорится в Манифесте Пост материалистической Науки.

3. Восстановление целостности человека.

Известно, что любая травма расщепляет личность, искажает взгляд человека на себя, других людей и Вселенную. Восстановление личности человека в её целостности от тела и эмоций до интеллекта и духа позволяет осознать гармонию и высший смысл жизни, своё предназначение, радость бытия, единство с другими людьми и Высшим началом. Более 11 лет я провожу исследования в этой области. Мной разработан авторский метод, который называется «4-частная модель ТЕЛО-ЭМОЦИИ-ИНТЕЛЛЕКТ-ДУХ для восстановления целостности личности после тяжёлых травм», таких, как например, сексуальное насилие, инцест и т.д. На прошедших Конгрессах по психотерапии я и мои студенты демонстрировали, насколько он прост, как хорошо сочетается с другими методами психотерапии и какой результат приносит. Мне лично он дал возможность успешно работать с некоторыми формами шизофрении, красной волчанкой, туберкулёзом, гепатитом С и другими системными заболеваниями, раком, бесплодием, многочисленными случаями инцестов и травм сексуального насилия и многими другими тяжёлыми динамиками. Отзывы клиентов можно посмотреть по ссылке.

4. Фокусирование работы не на отказе или избавлении от тяжёлого, а на трансформации его в ресурсы.

Работа методами духовно-ориентированной психотерапии и особенно системной расстановки — это взгляд на проблему или болезнь из другого измерения (можно сказать, с другого ракурса), позволяющий увидеть ясно, почему и зачем она дана человеку, о чём на самом деле речь, и что нужно изменить в жизни или же во взгляде на жизнь. При этом или проблема разрешается, а болезнь уходит, или человек учится обходиться с её присутствием так, чтобы не терять равновесия и сил, оставаясь полноценно в жизни. Это обычно называется принятием. Жизнь становится цельной, все отдельные эпизоды, подобно пазлу, складываются в единую осмысленную картину восхождения к Высшей Цели. Поэтому духовно-ориентированная психотерапия — это взгляд в глубины своего подсознания, поиск «Правды, которая освобождает», способ понять, почему «за всё благодарите». Это возможно только при работе на высотах Духа, или по-другому, при ориентации на духовные измерения.

5. Особое внимание на совместной работе клиента и терапевта исключительно в состоянии презентности, в здесь и сейчас.

Это работа, соединяющая прошлое и будущее в настоящем моменте, в «здесь и сейчас» (на современном языке это называется Презентность). Поэтому очень большое внимание в духовно-ориентированной психотерапии должно уделяться вопросам порядка, дисциплины, личной продуктивности — тайм менеджменту, планированию и расстановке приоритетов, доведению начатых проектов до результата.

6. Системный подход.

Резюме

Духовно-ориентированная психотерапия служит всем остальным видам психотерапии, являясь своего рода компасом, помогающим найти направление, ведущее в жизнь, она призвана соединять «небо и землю», работая одновременно на всех уровнях бытия.

Чтобы после нашей работы у клиента менялась парадигма, необходимо кроме квалификации и профессионализма выработать персональную внутреннюю позицию психотерапевта, подразумевающую в первую очередь духовную ориентацию в своей работе. Это означает наличие:

  • с одной стороны интуиции и сенсорных способностей,
  • а с другой — умение мгновенно «заземляться», входить в состояние презентности и быстро переключаться между ними.
  • Кроме того соединять эмпатию к клиенту с нейтральностью, умением держать удар и равновесие при работе с тяжёлым.

А это требует большего, чем просто профессионализм — осознания этой работы как духовного пути.

Наше тело — мощнейший резонатор. Оно может входить в резонанс с другими людьми и со всей Вселенной. Это широко используется в кинезиологии, телесно-ориентированной психотерапии, системных расстановках и в системной феноменологии и т.д. Поэтому важной задачей Духовно-ориентированной психотерапии является интеграция различных видов краткосрочной психотерапии, соединяющих творческие возможности тела, такие как движение, дыхание, звук и оттенки эмоций с высотами интеллекта (математики, физики…) и духа. Именно на стыке различных направлений, форм и методов работы творится всё новое. И мы призваны соединять всё лучшее, чего достигло человечество в области науки, искусства, философии, религии (тут важна межконфессиональность, открытость и уважение к другим вероисповеданиям) с целью обретения каждым конкретным человеком мира и гармонии с самим собой, другими людьми, Вселенной и Богом (или Высшим началом — терминологию задаёт клиент).

Поделитесь страницей в соцсетях:

Комментарии Facebook