Блок 2. Онлайн расстановка с заместителями и без

Курсовая работа потока 2013-2014 №3. Онлайн расстановка с заместителями и без. Вопросы на блоке №2. Размышления студентов.

ВОПРОСЫ

1. Чем отличается онлайн расстановка без заместителей от онлайн расстановки с заместителями. Причём на каждом этапе расстановки.

Светлана Поникарова

Расстановка без заместителей более прозрачна: при условии достаточного профессионализма расстановщика, нет зависимости от заместителей (в случае с Т, как я поняла, с самого начала расстановки как минимум 2 заместителя почувствовали, что одного из близнецов «съели», но не озвучили этого сразу, потому что сама мысль об этом кажется дикой). В этом плане предметы честнее, они просто есть. Нужно очень большое значение уделять каждой детали, ничто не случайно — вид, размер, движение, в этом плане с заместителями проще – они просто говорят.

Тамара Симонова

На этапе формирования запроса без заместителей акцент только на чувства клиента и расстановщика. Когда же есть заместители, то мы можем поставить заместителя клиента уже во время формирования запроса, и тем самым получить дополнительную информацию.

На проведении самой расстановки:

  • без заместителей – больше времени и ресурсов расстановщика уходит на интуитивно-телесный выбор предметов и прочувствование каждой из ролей. При наличии заместителей – мы используем их обратную связь из роли
  • с предметами – нет привязки к заместителям ни по времени, ни по месту проведения. Если без заместителей, то нужно позаботиться только о себе и о своих потребностях. А так приходится думать о потребностях и состояниях заместителей в том числе.
  • без заместителей – более тесный контакт клиент-расстановщик, так как он единственное действующее лицо и есть возможность отследить реакцию клиента на каждый выбранный предмет. А если степень доверия к специалисту высокая у клиента – тогда работа идет быстрее и эффективнее. В случае, когда клиент не очень доверяет специалисту и содержанию процесса, тогда очень ВАЖНЫ заместители. Так как через них есть возможность проверить информацию
  • по завершению расстановки нет необходимости выводить из роли предметы, что экономит время и силы. С заместителями же, возможен риск неполного выхода из роли (например в случае технического отключения клиента из-за его острого состояния или нежелания дойти до конца).

2. Как вы думаете, как для клиента различаются обе формы работы?

Светлана Поникарова

  • нет «лишних ушей», клиент может спокойно говорить о своей проблеме и не испытывать смущение перед группой, нет необходимости посвящать посторонних людей в свои сокровенные переживания и семейные сложности.
  • должна быть высокая степень доверия расстановщику, потому что после расстановки может возникнуть сопротивление и все происходящее можно свалить на фантазию расстановщика.

Тамара Симонова

  • при наличии заместителей – в поле ощущается большая глубина переживаний, а расстановка с предметами меньше затрагивают эмоциональную сферу
  • по моим последним наблюдениям, фиксация взгляда клиента больше на лицах заместителей, чем на предметах
  • при работе с предметами есть возможность не входить в систему и прорабатывать те аспекты запроса, которые не требуют глубоких эмоциональных переживаний. Это как вариант работы для клиентов, которые больше в рациональном подходе живут, нежели чувствующем
  • работа с предметами позволяет клиенту проявить больше включенности в процесс: инициативы, интерпретаций и соответственно больше ответственности за проделанную работу.

3. В каких случаях по-Вашему какую из предложенных вариантов расстановок делать эффективнее? (на этот вопрос отвечаем творчески, даже преподаватель не знает «правильный ответ»)

Светлана Поникарова

В случае высокого доверия к расстановщику и высокой ориентированности на результат, мне кажется эффективнее работать без заместителей, особенно если человек достаточно успешен в жизни, то проявить свои слабые стороны перед группой ему может быть тяжело. В случае если расстановка первая и человек не уверен в эффективности метода, мало знаком с расстановщиком, лучше делать расстановку в группе. Так же многое зависит от самого человека. Для некоторых людей наличие группы может быть хорошей поддержкой.

Тамара Симонова

Предполагаю что расстановка с предметами нужна и важна как дополнительный прием для более точечной проработки отдельных аспектов, уже выявленных в предыдущих расстановках или для прояснения «тупиковых» моментов (в запросе или отдельных фрагментах работы) без сильного включения эмоциональной сферы. Это даст возможно большее понимание и прояснение сложившейся ситуации. В любом случае это всегда нужно определять по запросу и по своему интуитивному ощущению.

Вопрос преподавателя — Натальи Спокойной. Например, в случаях сильной травмы как лучше по-твоему работать?

Мне кажется было бы целесообразней включать структурные расстановки, чтобы человек смог меньше включая эмоциональную сферу, вынести на уровень осознания материал, касающийся травмы. И только потом идти уже в систему и работать с заместителями именно там, где важен контакт глаз и эмоциональная глубина проживания чувств и восстановление прерванного движения любви в системе.

Комментарий преподавателя — (Н.С.)

Структурные расстановки как раз лучше с заместителями. Иначе очень долго. Тело, Интеллект, эмоции, Дух, сам Фокус личности — 5 заместителей. Только с предметами умучаешься. Я при моей скорости переключения — и то застреваю надолго. Но всё-таки подумай в каких (конкретных), например, случаях важно или просто оправдано отсутствие заместителей.